Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой
Светкина Е.А.,
воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 17" г.о. Саранск
swetkina.katia@yandex.ru
«Литературе так же нужны
талантливые читатели,
как и писатели»
С. Я. Маршак
Аннотация
Доклад: " Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой".
Автор: Светкина Е.А. воспитатель МАДОУ "ЦЦР - детский сад №17".
На основе литературных данных в работе рассмотрено развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Ключевые слова: речь, художественная литература, развитие, ребенок.
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность данной темы заключается в том, что в век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Поэтому целью моего доклада является развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
1 .Сформировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать.
4. Развивать связную речь.
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).
Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.
Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Работаю с детьми посредством различных методов и приёмов: познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания, умение задавать вопросы и отвечать на них; рассматривание иллюстраций; пересказ произведений, пересказ по ролям; игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств; объяснение значений некоторых слов; беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия; выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников; просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению.
Очень важна работа с родителями, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. Поэтому я использую различные формы работы с родителями: индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации), информационная (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания,), информационно-аналитическая (анкетирование и опросы).
Вывод: очень важно регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Академия, 2011.
3. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 2012.
4. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Академия, 2013.
5. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. – М., 2011.
воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 17" г.о. Саранск
swetkina.katia@yandex.ru
«Литературе так же нужны
талантливые читатели,
как и писатели»
С. Я. Маршак
Аннотация
Доклад: " Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой".
Автор: Светкина Е.А. воспитатель МАДОУ "ЦЦР - детский сад №17".
На основе литературных данных в работе рассмотрено развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Ключевые слова: речь, художественная литература, развитие, ребенок.
В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность данной темы заключается в том, что в век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Поэтому целью моего доклада является развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
1 .Сформировать интерес к художественной литературе.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей.
3. Развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать.
4. Развивать связную речь.
Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).
Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.
Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.
В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.
В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства.
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
Работаю с детьми посредством различных методов и приёмов: познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания, умение задавать вопросы и отвечать на них; рассматривание иллюстраций; пересказ произведений, пересказ по ролям; игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств; объяснение значений некоторых слов; беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия; выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников; просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению.
Очень важна работа с родителями, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. Поэтому я использую различные формы работы с родителями: индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации), информационная (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания,), информационно-аналитическая (анкетирование и опросы).
Вывод: очень важно регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Академия, 2011.
3. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 2012.
4. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М.: Академия, 2013.
5. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников. – М., 2011.
Доброе утро. Согласна с Вами. Регулярное чтение очень важно для дошкольников. Прививать любовь к нему стоит как можно раньше. Чтение очень положительно влияет на развитие ребёнка в любом возрасте. Спасибо.
ОтветитьУдалитьчитать полезно всем. на взрослого читающего для ребенка в слух и с выражением, тоже будет положительный результат. и очень важно приобщать детей к чтению с малых лет.
ОтветитьУдалитьСогласна с автором статьи, очень важно начинать знакомство ребенка с книгой с младшего дошкольного возраста.
ОтветитьУдалитьИнтересная статья. Спасибо.
ОтветитьУдалить