РОЛЬ СКАЗОК ДЛЯ ДОШКОЛЯТ
Большакова Г.Е.
Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №17»
Galka-g@mail.ru
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
(Алексей Николаевич Толстой).
Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. И недаром дошкольный возраст называют возрастом сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.
Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире.
И так сказка:
- Приучает к вниманию. Большая часть дошедших до нас сказок имеет несколько смысловых слоев и может быть рассказана как на бытовом или приключенческом уровне, просто для запоминания или переживания, так и на глубинном уровне. Внимание — это не просто мыслительный процесс, как утверждает практическая психология, это в первую очередь, духовная работа. Рассказывая сказку, мы учим именно этой работе;
- Развивает речь и пополняет словарный запас. Заложенные в сказке понятия — это шифры. Читая сказку, мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову в сказке: наблюдать речевую ткань, отслеживать образы, находить сравнения, противоположности, последовательности. При этом сказка умеет адаптироваться к уровню понимания и рассказчика, и слушателя, раскрывает свой сюжет и смысл каждому, кто с ней знакомится, по мере накопления им понятийного и жизненного опыта;
- Раскрывает знание. Многие сказки мы читаем как волшебные, однако они ближе к реальной картине мира, чем то, что мы ежедневно видим вокруг себя. Это нужно осознать, и сказка раскроет, как ни странно, вполне научные знания об окружающем мире, о технических возможностях, о месте человека в природе, в обществе, в семье.
- Сказка развивает творческие способности и обучает сторителлингу (умению рассказывать истории): ребенок может самостоятельно придумать или додумать сказку по своему желанию и выразить через речь, рисунок, поделку или игру. Мы с вами знаем, что в силу физиологических особенностей деятельный мир ребенка ограничен, а творческий процесс на основе сказки расширяет эти границы.
- Сказка учит концентрации, развивает усидчивость и терпение: помимо умения слушания, часто в самих сюжетах заложены примеры поведения, позволяющие достичь желаемого результата, так сказать секрет успеха. Несомненно, в учебе и в бытовой жизни это отличное приобретение.
- Сказка помогает расслабиться и снять напряжение: действительно в сказке возможно все. Предвосхищая волшебство, победу доброго и ясного над темным и злым, ребенок без страха доверяет всему, что может случиться в сказке. А так как жизнь и сказка в сознании ребенка переплетены, мы часто видим, что во взаимодействии с окружающим миром он тоже становится более открытым.
В русских сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Все эти качества мы хотим видеть в наших детях. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Морозко – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана. Таких примеров можно привести очень много. А ребенок, слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя и когда добро побеждает зло, очень радуется. Впечатление от сказки будет долго сопровождать ребенка до его взросления и вера в добро помогут ему в дальнейшей жизни.
Русские сказки так же воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь. А яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни.
К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. А читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной, а дети, наоборот, не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.
Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства - сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.
Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое.
При самом неблагоприятном исходе событий, сказки всегда завершаются хорошо. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах.
Но ребенку мало, просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки. Анализировать героев сказок, их поступки и последствия — важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребенку, следует самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должно понять из сказки дети.
В детском саду после чтения или рассказывания сказок педагоги всегда беседуют с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. По прочитанным сказкам с дошкольниками организовываются инсценировки, где дети изображают каких-то сказочных героев, постигают мотивы действия персонажей и впитывают способы поведения.
Хочется, чтобы чтение или рассказывание русских народных сказок стало доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду, и способствовала правильному воспитанию дошкольников.
Слушая сказки перед сном на ночь или перед дневным сном, слыша голос близкого человека и воспитателя, ребенок перемещается в мир сказочных фантазий, успокаивается и засыпает. Это благотворно сказывается на его нервной системе.
Не лишайте детей этих путешествий. Читайте много. Читайте с любовью. Дарите им этот прекрасный мир сказок.
Список использованной литературы
1.Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 2006. -№2. - с 73-85.
2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М.С. Мацковского. - СПб -М.: "Университетская книга" ACT. 2007.
3.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2010. 4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.: "Просвещение", 1991.
Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №17»
Galka-g@mail.ru
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
(Алексей Николаевич Толстой).
Дошколята – большие фантазеры, поэтому попадая в мир сказки, они с удовольствием путешествуют по нему. И недаром дошкольный возраст называют возрастом сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.
Во все времена и у всех народов детям, как только они начинали понимать человеческую речь, рассказывали сказки. Роль сказок была не только развлекательной, но и поучительной.
Слушая сказки, ребенок познает окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, он узнает о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. В сказках всегда присутствуют положительные и отрицательные герои, происходит борьба добра со злом, и у сказок всегда счастливый конец. Но польза от сказок гораздо шире.
И так сказка:
- Приучает к вниманию. Большая часть дошедших до нас сказок имеет несколько смысловых слоев и может быть рассказана как на бытовом или приключенческом уровне, просто для запоминания или переживания, так и на глубинном уровне. Внимание — это не просто мыслительный процесс, как утверждает практическая психология, это в первую очередь, духовная работа. Рассказывая сказку, мы учим именно этой работе;
- Развивает речь и пополняет словарный запас. Заложенные в сказке понятия — это шифры. Читая сказку, мы учимся сами и учим наших детей внимательно относиться к слову в сказке: наблюдать речевую ткань, отслеживать образы, находить сравнения, противоположности, последовательности. При этом сказка умеет адаптироваться к уровню понимания и рассказчика, и слушателя, раскрывает свой сюжет и смысл каждому, кто с ней знакомится, по мере накопления им понятийного и жизненного опыта;
- Раскрывает знание. Многие сказки мы читаем как волшебные, однако они ближе к реальной картине мира, чем то, что мы ежедневно видим вокруг себя. Это нужно осознать, и сказка раскроет, как ни странно, вполне научные знания об окружающем мире, о технических возможностях, о месте человека в природе, в обществе, в семье.
- Сказка развивает творческие способности и обучает сторителлингу (умению рассказывать истории): ребенок может самостоятельно придумать или додумать сказку по своему желанию и выразить через речь, рисунок, поделку или игру. Мы с вами знаем, что в силу физиологических особенностей деятельный мир ребенка ограничен, а творческий процесс на основе сказки расширяет эти границы.
- Сказка учит концентрации, развивает усидчивость и терпение: помимо умения слушания, часто в самих сюжетах заложены примеры поведения, позволяющие достичь желаемого результата, так сказать секрет успеха. Несомненно, в учебе и в бытовой жизни это отличное приобретение.
- Сказка помогает расслабиться и снять напряжение: действительно в сказке возможно все. Предвосхищая волшебство, победу доброго и ясного над темным и злым, ребенок без страха доверяет всему, что может случиться в сказке. А так как жизнь и сказка в сознании ребенка переплетены, мы часто видим, что во взаимодействии с окружающим миром он тоже становится более открытым.
В русских сказках лежат основы доброты, справедливости и дружелюбия. Все эти качества мы хотим видеть в наших детях. Так репку тянуть всей семьей – взаимопомощь, Кот за петуха горой – помощь друга, Морозко – трудолюбие, которое обязательно оценят и лень, которая будет наказана. Таких примеров можно привести очень много. А ребенок, слушая сказку, эмоционально переживает за главного героя и когда добро побеждает зло, очень радуется. Впечатление от сказки будет долго сопровождать ребенка до его взросления и вера в добро помогут ему в дальнейшей жизни.
Русские сказки так же воспитывают любовь к родной природе, прививают патриотические чувства. Только в русской сказке растет травушка-муравушка, горит красная зорька, течет молочная речка кисельные берега. Слушая сказку, ребенок начинает ценить и любить природу и животных. У каждого животного в сказке есть свои отличительные черты и их не перепутаешь. А яркие художественные образы и яркие примеры в сказке являются ценным орудием воспитания.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь, бабушки пряли и рассказывали сказки, поучительные истории, в памяти малыша накапливались знания о жизни.
К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней? Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. А читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной, а дети, наоборот, не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.
Поэтому роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства - сказку. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания.
Дети всегда представляют себя в роли положительных героев. Вживаясь в этот образ, они учатся совершать благородные поступки, быть честными, мужественными, находчивыми. Учатся выручать друзей в беде и защищать слабых. Начинают различать хорошее и плохое.
При самом неблагоприятном исходе событий, сказки всегда завершаются хорошо. Это учит не сдаваться, прилагать усилия, добиваться желаемого. Учат преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать при безнадежных обстоятельствах.
Но ребенку мало, просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки. Анализировать героев сказок, их поступки и последствия — важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребенку, следует самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должно понять из сказки дети.
В детском саду после чтения или рассказывания сказок педагоги всегда беседуют с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. По прочитанным сказкам с дошкольниками организовываются инсценировки, где дети изображают каких-то сказочных героев, постигают мотивы действия персонажей и впитывают способы поведения.
Хочется, чтобы чтение или рассказывание русских народных сказок стало доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме, и в детском саду, и способствовала правильному воспитанию дошкольников.
Слушая сказки перед сном на ночь или перед дневным сном, слыша голос близкого человека и воспитателя, ребенок перемещается в мир сказочных фантазий, успокаивается и засыпает. Это благотворно сказывается на его нервной системе.
Не лишайте детей этих путешествий. Читайте много. Читайте с любовью. Дарите им этот прекрасный мир сказок.
Список использованной литературы
1.Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросы психологии. - 2006. -№2. - с 73-85.
2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Под общей редакцией д.ф.н. М.С. Мацковского. - СПб -М.: "Университетская книга" ACT. 2007.
3.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М., 2010. 4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга для учителя. - М.: "Просвещение", 1991.
Действительно, дошкольный возраст является возрастом сказки. В этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Замечательный материал!
ОтветитьУдалитьПрекрасная статья! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Спасибо. Очень интересный материал, есть что взять на заметку.
ОтветитьУдалить