Взаимодействие с библиотекой, как средство развития коммуникативной компетенции воспитанников

Уварова С.Н.,
воспитатель средней группы МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №17» г.о. Саранск


Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Основная задача воспитателя ДОУ на современном этапе – грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность».

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности, которая умеет выразить свою мысль, умеющая общаться со сверстниками и с взрослыми. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого, книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Именно литература на дошкольном этапе, как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает быстро и заинтересовано познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Так, одной из форм по развитию коммуникативной компетенции является взаимодействие с библиотекой.

Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и другие виды материалов, отвечающих его социокультурным и индивидуальным особенностям. Говоря современным языком, библиотека – это пространство качественной контентной среды и своеобразный «гипермаркет знаний».

Развитая коммуникативные компетентности дошкольников, мы добиваемся устойчивого интереса детей к книге, как к произведению искусства, источнику знаний, создавая условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей. Тем самым способствуем формированию устойчивого интереса ребенка к литературе, как виду искусства. Повышаем эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии детей, родителей, воспитателей. Пробуждаем у дошкольников желания самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга. Расширяем социальные связи детей через взаимодействие с социокультурными общественными организациями (библиотекой, кукольным театром), способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе. Способствуем поддержанию традиций семейного чтения. Воспитываем бережное отношение к книге, как результату труда многих людей.

Приобщая детей к чтению, мы не только открываем им путь к одному из важнейших источников информации, книга наполняет внутренний мир человека, питает их ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует самореализации, воспитывает жизнестойкость.



Список использованной литературы

1. Даньшина, А. В. «Формирование ключевых компетентностей учащихся»/ Даньшина А.В., Габышев А.Н., Зедгенизова-Сокорутова Г.Н. – Образование и воспитание 2016 №1- с.30.

2. Вераксы, Н. Е. Программа «От рождения до школы» /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М., Мозайка-синтез, 2014 - 368с.

3. Ярулина, Л. П. Формирование ключевых компетенций дошкольников / [Электронный ресурс]/ Л. П. Ярулина // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). —С.385-387.— Режим доступа: https://moluch.ru/archive/10/777/

4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/448092

5. Жукова, Т. Д. ММСО-2019. Дискуссионный клуб «Библиотека – пространство развития компетенций XXI века»/ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/material/mmso-2019-diskussionnyy-klub-biblioteka-prostranstvo-razvitiya-kompete/

Комментарии

  1. Здравствуйте!я с вами согласна,именно литература на дошкольном этапе,как эффективное средство позновательно-речевого развития ребенка,помогает быстро заинтересовать и закладывает основы нравственности человеческой личности.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за интересную и полезную информацию.

    ОтветитьУдалить
  3. Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Согласна с высказыванием автора статьи. Спасибо за интересный материал!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий