Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством фольклора
Василькина Елена Ивановна
Воспитатель МБДОУ «ЦРР Д/с «Сказка» ОП «ЦРР Д/с «Улыбка» г. Ковылкино
«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…»
В. Сухомлинский
Актуальность
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. И вне зависимости от того, на какой ступени социального развития стоит тот или иной народ, сказки и былины являются одним из самых ценных источников познания его истории.
Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Ключевые слова: народная культура, традиции, детский фольклор, духовность, художественный вкус, патриотические чувства, социальная среда, подрастающее поколение.
Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок.)
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.
Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:
В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.
Мы применяем материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подбираем серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и используем их в работе с детьми на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации. С этой целью в ДОО создан мини-музей «Русская изба». Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом. Для большей доступности (особенно малышам) устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки.
Особенностью музея является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие не только о жизни русского народа. В музее представлена небольшая экспозиция, знакомящая детей с элементами мордовского костюма и предметов быта мордвы. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов. Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет). Некоторые экспонаты используем для занятий, развлечений.
Знакомство с русскими народными играми.
В совместных мероприятиях взрослых и детей мы используем народные игры: «Карусели», «Колпачек», «Метелица», «В ключи», «Салки», «В курочек» и др.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, внимание, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Проведение традиционных народных праздников.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа.
Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители.
Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания, мастер-классы, совместные праздники и развлечения: «Осенняя ярмарка», «Рождественский сочельник», «Масленица», «Светлая Пасха» и др.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги. Развививаются коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам, развивается чувство коллективизма.
Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Список литературы
1. Бударина Т. А., Куприна Л.С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.
3. Тихонова М.В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.
4. Князева О.П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт - Петербург: Детство - Пресс 1999. – 304 с.
5. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание. – 2009 - №7. – С. 46 – 52.
6. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание. – 2017. - №3. – С. 38 – 44
7. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006. – 168 с.
8. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 12. – С. 28 – 36.
9. Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1998. – 172 с.
Воспитатель МБДОУ «ЦРР Д/с «Сказка» ОП «ЦРР Д/с «Улыбка» г. Ковылкино
«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…»
В. Сухомлинский
Актуальность
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что велико значение по формированию традиций русского народа, народной культуры, обычаев. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. И вне зависимости от того, на какой ступени социального развития стоит тот или иной народ, сказки и былины являются одним из самых ценных источников познания его истории.
Актуальность этой проблемы выражается также в необходимости нашего общества противостоять негативным явлениям социальной среды, в которой формируется подрастающее поколение.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Ключевые слова: народная культура, традиции, детский фольклор, духовность, художественный вкус, патриотические чувства, социальная среда, подрастающее поколение.
Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок.)
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные фольклорные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному пению, воспитывает художественный вкус, развивает речь ребёнка, формирует его нравственные привычки. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви. Ребёнку народное творчество доступно и понятно, а значит и интересно.
Основной целью приобщения детей к истокам русской народной культуры мы поставили перед собой следующее:
- глубже изучать культуру родного края и использовать свои знания в приобщении детей к истокам русской народной культуры;
- воспитывать личность ребёнка, обладающего базовой культурой, формировать его культурные потребности, эмоциональную отзывчивость.
В нашем детском саду уже много лет ведётся работа, направленная на приобщение детей к истокам народной культуры через различные виды деятельности. Осуществляется комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и специального обучения детей на материале народного искусства.
Мы применяем материал по народному творчеству в повседневной жизни детей. Подбираем серию потешек, прибауток, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок, хороводов, народных игр и используем их в работе с детьми на занятиях, в режимных моментах, драматизации сказок, кукольном и настольном театрах.
Одним из условий успешного решения задач является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации. С этой целью в ДОО создан мини-музей «Русская изба». Почти все экспонаты музея подлинные. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом. Для большей доступности (особенно малышам) устных фольклорных произведений в «избе» поместили расписную кровать с младенцем-куклой. Именно так обыгрываются колыбельные песни, потешки, прибаутки.
Особенностью музея является то, что в нём представлены предметы, рассказывающие не только о жизни русского народа. В музее представлена небольшая экспозиция, знакомящая детей с элементами мордовского костюма и предметов быта мордвы. Дети проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов. Особое внимание уделяем расширению активного словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок, кувшин, скамейка, табурет). Некоторые экспонаты используем для занятий, развлечений.
Знакомство с русскими народными играми.
В совместных мероприятиях взрослых и детей мы используем народные игры: «Карусели», «Колпачек», «Метелица», «В ключи», «Салки», «В курочек» и др.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, внимание, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Проведение традиционных народных праздников.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа.
Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители.
Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания, мастер-классы, совместные праздники и развлечения: «Осенняя ярмарка», «Рождественский сочельник», «Масленица», «Светлая Пасха» и др.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги. Развививаются коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам, развивается чувство коллективизма.
Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Список литературы
1. Бударина Т. А., Куприна Л.С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.
3. Тихонова М.В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб, 2004.
4. Князева О.П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт - Петербург: Детство - Пресс 1999. – 304 с.
5. Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание. – 2009 - №7. – С. 46 – 52.
6. Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание. – 2017. - №3. – С. 38 – 44
7. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006. – 168 с.
8. Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 12. – С. 28 – 36.
9. Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1998. – 172 с.
Здравствуйте, спасибо за интересный материал из опыта Вашей работы.
ОтветитьУдалить