Воспитание чувства патриотизма на примере произведений мордовских писателей о Великой Отечественной войне
Митина Нина Киреевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Болдовская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района
Воспитание патриотизма всегда было первостепенной задачей школы. Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана
воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература.
Произведения о защите Родины всегда были в центре школьного изучения. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 класс), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 класс), «На дорогах войны…» (7 класс), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 класс). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
Литературные произведения, изучаемые в школе - это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от волшебной встречи с книгой. На мой взгляд, особенно эффективным в деле патриотического воспитания является внеклассное чтение. Ценность этих занятий я еще вижу в том, что эти методы, формы работы может с успехом использовать и классный руководитель, и родители.
Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Поэтому на уроках внеклассного чтения очень уместно будет использовать краеведческий материал о жизни и творчестве писателей- фронтовиков , знакомить ребят с прозой и поэзией писателей и поэтов, уроженцев Мордовии... В творчестве многих писателей Мордовии тема войны, боли, скорби, патриотизма проходит сквозь все их произведения. Она отражается в произведениях таких представителей художественной литературы, как Иван Пиняев, Павел Любаев, Александр Арапов, АлександрТереньев и других. В стихотворении «Я помню: от траншеи к траншеям…» Иван Пиняев передает непосредственную картину сражения, в которой раскрывается любовь к своей родине, к тому городу, за который идет битва. Схожим по предмету изображения является стихотворение Павла Любаева «Волжская вода». В этих произведениях лирический герой переносится мыслями на малую родину, туда, за что он воюет, умирает, теряет товарищей, терпит ужасные муки военной жизни.
В произведении Павла Любаева «Два Ивана» затрагивается не только тема кровопролитной войны, но и дружбы между братскими народами. В образе двух Иванов (русского и мордовского) писатель отражает не только крепкую дружбу двух людей, но и поддержку, взаимовыручку народов. «На двоих сухарь делили и щепотку табака… / Из любой беды друг друга выручали два бойца…» В цикле стихотворений А. Терентьева «Патриотические стихи» ярко и наглядно представлена для современных читателей тема войны. Стихи этого поэта, как пишет М.В. Юдина, «обжигают жизненной правдой» . В стихотворении «Портрет солдата» отражается собирательный образ тех простых солдат, которые честно и патриотично отстаивали родину, невзирая ни на что. «Рядовым ушел он в грозный путь. / И с войны пришел с одной нашивкой: шрамом, под медалью, через грудь» К данному стихотворению примыкает стихотворение «Фронтовое фото». Эти произведения подчинены основной идее: запечатлеть и раскрыть образ простого солдата на войне.
Среди прозаических жанров мордовской литературы рассказ занимает особое место. Авторы рассказов пристальнее вглядываются в облик рядового участника войны, пожертвовавшего всем самым дорогим во имя защиты Родины. Изображая фронтовика и раскрывая мотивы его поведения в сложных жизненных ситуациях, мордовские писатели на первый план выдвигают нравственные качества, философски осмысливают истоки героизма человека на войне. Эти мотивы рассматриваются в рассказах и повестях мордовских писателей В.Н.Радина «Долго летящая пуля» , Ф.К.Андрианова «На безымянной высоте», «Мера вины твоей», «Память», «Да не судимы будете», Г.И.Пинясова «Последний из Каргужей», «Уходим, брат, уходим.», «Через три ада», «Неизвестные могилы», «Соленый мед», И.М.Девина «Где родилась березонька.», «Белый хлеб», В.Д.Еремкина «Оставь в наследство доброту» и других.
Таким образом, тема Великой Отечественной войны нашла глубокий отзыв в мордовской литературе. Для произведений национальных авторов характерен особый колорит и усиленное чувство патриотизма. Литература выступает в роли хранителя памяти народа, а национальная литература в большей степени отражает мысли и переживания людей.
Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Именно учителю-словеснику под силу провести такую беседу, чтобы у ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.
Литература:
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с
2.А.И. Брыжинский, О.В. Пашуткина, Е.И. Чернов. Писатели Мордовии. Мордовское книжное издательство. 2001 год.
3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
учитель русского языка и литературы МБОУ «Болдовская средняя общеобразовательная школа» Рузаевского муниципального района
Воспитание патриотизма всегда было первостепенной задачей школы. Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы. Именно художественная литература призвана
воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература.
Произведения о защите Родины всегда были в центре школьного изучения. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах «Ради жизни на Земле» (5 класс), «Произведения о Великой Отечественной войне» (6 класс), «На дорогах войны…» (7 класс), «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (8 класс). В них помещены стихотворения К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
Литературные произведения, изучаемые в школе - это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от волшебной встречи с книгой. На мой взгляд, особенно эффективным в деле патриотического воспитания является внеклассное чтение. Ценность этих занятий я еще вижу в том, что эти методы, формы работы может с успехом использовать и классный руководитель, и родители.
Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Поэтому на уроках внеклассного чтения очень уместно будет использовать краеведческий материал о жизни и творчестве писателей- фронтовиков , знакомить ребят с прозой и поэзией писателей и поэтов, уроженцев Мордовии... В творчестве многих писателей Мордовии тема войны, боли, скорби, патриотизма проходит сквозь все их произведения. Она отражается в произведениях таких представителей художественной литературы, как Иван Пиняев, Павел Любаев, Александр Арапов, АлександрТереньев и других. В стихотворении «Я помню: от траншеи к траншеям…» Иван Пиняев передает непосредственную картину сражения, в которой раскрывается любовь к своей родине, к тому городу, за который идет битва. Схожим по предмету изображения является стихотворение Павла Любаева «Волжская вода». В этих произведениях лирический герой переносится мыслями на малую родину, туда, за что он воюет, умирает, теряет товарищей, терпит ужасные муки военной жизни.
В произведении Павла Любаева «Два Ивана» затрагивается не только тема кровопролитной войны, но и дружбы между братскими народами. В образе двух Иванов (русского и мордовского) писатель отражает не только крепкую дружбу двух людей, но и поддержку, взаимовыручку народов. «На двоих сухарь делили и щепотку табака… / Из любой беды друг друга выручали два бойца…» В цикле стихотворений А. Терентьева «Патриотические стихи» ярко и наглядно представлена для современных читателей тема войны. Стихи этого поэта, как пишет М.В. Юдина, «обжигают жизненной правдой» . В стихотворении «Портрет солдата» отражается собирательный образ тех простых солдат, которые честно и патриотично отстаивали родину, невзирая ни на что. «Рядовым ушел он в грозный путь. / И с войны пришел с одной нашивкой: шрамом, под медалью, через грудь» К данному стихотворению примыкает стихотворение «Фронтовое фото». Эти произведения подчинены основной идее: запечатлеть и раскрыть образ простого солдата на войне.
Среди прозаических жанров мордовской литературы рассказ занимает особое место. Авторы рассказов пристальнее вглядываются в облик рядового участника войны, пожертвовавшего всем самым дорогим во имя защиты Родины. Изображая фронтовика и раскрывая мотивы его поведения в сложных жизненных ситуациях, мордовские писатели на первый план выдвигают нравственные качества, философски осмысливают истоки героизма человека на войне. Эти мотивы рассматриваются в рассказах и повестях мордовских писателей В.Н.Радина «Долго летящая пуля» , Ф.К.Андрианова «На безымянной высоте», «Мера вины твоей», «Память», «Да не судимы будете», Г.И.Пинясова «Последний из Каргужей», «Уходим, брат, уходим.», «Через три ада», «Неизвестные могилы», «Соленый мед», И.М.Девина «Где родилась березонька.», «Белый хлеб», В.Д.Еремкина «Оставь в наследство доброту» и других.
Таким образом, тема Великой Отечественной войны нашла глубокий отзыв в мордовской литературе. Для произведений национальных авторов характерен особый колорит и усиленное чувство патриотизма. Литература выступает в роли хранителя памяти народа, а национальная литература в большей степени отражает мысли и переживания людей.
Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Именно учителю-словеснику под силу провести такую беседу, чтобы у ребят на глазах выступили слезы, чтобы она запомнилась на очень долгое время и заложила основу для дальнейшего воспитания чувства патриотизма.
Литература:
1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с
2.А.И. Брыжинский, О.В. Пашуткина, Е.И. Чернов. Писатели Мордовии. Мордовское книжное издательство. 2001 год.
3. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101
5. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Спасибо за содержательную и интересную информацию. Очень актуально в наше время.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный и познавательный материал. Всё описано подробно и доступно. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература. А с помощью родной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Тема , затронутая учителем в статье, никогда не потеряет своей актуальности. Успехов вам, дорогой учитель.
ОтветитьУдалитьПравильно, что в своей работе не только воспитываете в своих учениках патриотизм, но и делаете это на произведениях мордовских писателей и поэтов. Любовь к России начинается с любви к малой родине.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал. Обязательно воспользуюсь Вашими наработками.
ОтветитьУдалить