Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы
Лайкова Е.А.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Красносельцовская СОШ» Рузаевского муниципального района
elaykova@bk.ru
Как повысить эффективность уроков русского языка литературы? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить. Всем известно, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как мобилизует учащихся, позволяет каждому самостоятельно получать знания, выбирать тему (раздел, главу, параграф, правило) для мини-проекта, работать в группе, общаться, распределять доли участия всех членов группы, трудиться творчески, представлять результаты своей деятельности одноклассникам.
Организацией проектной деятельности я занимаюсь несколько лет. Ещё в 2010 году в школе был объявлен конкурс творческих работ о Великой Отечественной войне, основанный на воспоминаниях участников войны. Тогда и выяснилось, что из сегодняшних ребят мало кто знает о самой Великой Отечественной войне и почти никто не догадывается об участии в ней своих родственников. Пятиклассникам было дано задание: расспросить родственников, как они пережили военные годы, где находились, в каких боях участвовали, и записать их воспоминания. Не все поняли и приняли идею проекта. Но постепенно втянулись в работу и большинство ребят не только прекрасно справились с заданием, но и испытали чувство гордости за своих родных – ветеранов. Так работа над мини-проектами переросла в настоящий проект. А дети не только продемонстрировали свои творческие способности, но и познакомились и историей нашей страны, своей семьи и развивались духовно. Тогда я поняла, что проектная деятельность – очень эффективная форма работы с учащимися. Она может быть применена на любом уроке и в любом классе. Однако если выполнять большой проект, то он займет внеурочное время. А мне хотелось, чтобы детям было интересно на уроках русского языка и литературы. И тогда пришло время мини – проектов, то есть таких небольших творческих работ, которые можно выполнить в течение урока.
Технология мини-проекта та же. Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока. Так при изучении малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка - малышка». Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы. Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам.
В 6 классе, при изучении календарно-обрядового фольклора, ребята создают сборник «Календарно-обрядовые песни». Это групповой краткосрочный проект. Ребята узнают, что данный вид народной поэзии связан прежде всего с циклом полевых работ, а так же с важными годовыми праздниками, такими как Рождество, Масленица, Троица. Каждая группа работает над определенным видом обрядовых песен 1 группа - «колядки» (зима) 2 группа – «веснянки», 3 группа – «летние песни» 4 группа – «осенние песни». Ребята работают с разными источниками, кратко описывая традиции, которые связаны с исполнением обрядовых песен, подбирают материал, при этом обязательно обращаются к представителям старшего поколения, стараясь узнать, известны ли им календарно-обрядовые песни, записывают их. Свои странички каждая группа «верстает» сама, но при этом соблюдая определенные договоренности (будет ли это электронный или рукописный вариант, что будет общего в оформлении). Каждая группа представляет свою работу, рассказывает о своих успехах и трудностях.
Мини-проекты или краткосрочные проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный, если найдутся ученики, особенно заинтересовавшиеся данной темой. В 6 классе при изучении темы «Имя существительное» ученики знакомятся со словарями личных имен. При этом они выполняют индивидуальный мини-проект «Тайна моего имени». Выполнен он может быть как дома (в качестве домашнего задания), так и на уроке, с использованием словарей личных имен, Интернет-источников и другой литературы. Ребята узнают о происхождении и значении своего имени. Как правило, очень интересно детям узнать о происхождении своих фамилий. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников.
За последние годы работы с ребятами мы успели создать множество мини-проектов. Самые успешные из них – «Рядом с нами живут ветераны», «Улицы моего села», «Аллея славы», «Осенние этюды», «Дождь», «Моя любимая книга», «Мордовия, тебе посвящаю». Самым важным результатом работы над мини-проектами я считаю развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к литературе.
Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы позволяет формировать у учащихся желание учиться, делает интересным образовательный процесс, создаёт ситуацию успеха и творческую атмосферу на уроке и дома. Проект – это интересный вид деятельности, способ взаимодействия учащихся и учителя. Мини - проекты не только пробуждают интерес к предмету, заставляют школьников самостоятельно взяться за обучение, учат работать творчески, развивают мышление, помогают сплотить коллектив, но и являются очень удачной формой работы на уроке, когда каждый занят интересным делом - он творит, играет, фантазирует, а выигрывают от этого все!
Список использованной литературы
1. Балина Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. – 2014. - № 4.
2. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – Москва, 2000.
3. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – 10 изд., перераб. – М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
4. Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся. 6-11 классы. – Волгоград, 2009.
учитель русского языка и литературы МБОУ «Красносельцовская СОШ» Рузаевского муниципального района
elaykova@bk.ru
Как повысить эффективность уроков русского языка литературы? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Когда на уроке школьники работают над мини-проектами, они учатся творить. Всем известно, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как мобилизует учащихся, позволяет каждому самостоятельно получать знания, выбирать тему (раздел, главу, параграф, правило) для мини-проекта, работать в группе, общаться, распределять доли участия всех членов группы, трудиться творчески, представлять результаты своей деятельности одноклассникам.
Организацией проектной деятельности я занимаюсь несколько лет. Ещё в 2010 году в школе был объявлен конкурс творческих работ о Великой Отечественной войне, основанный на воспоминаниях участников войны. Тогда и выяснилось, что из сегодняшних ребят мало кто знает о самой Великой Отечественной войне и почти никто не догадывается об участии в ней своих родственников. Пятиклассникам было дано задание: расспросить родственников, как они пережили военные годы, где находились, в каких боях участвовали, и записать их воспоминания. Не все поняли и приняли идею проекта. Но постепенно втянулись в работу и большинство ребят не только прекрасно справились с заданием, но и испытали чувство гордости за своих родных – ветеранов. Так работа над мини-проектами переросла в настоящий проект. А дети не только продемонстрировали свои творческие способности, но и познакомились и историей нашей страны, своей семьи и развивались духовно. Тогда я поняла, что проектная деятельность – очень эффективная форма работы с учащимися. Она может быть применена на любом уроке и в любом классе. Однако если выполнять большой проект, то он займет внеурочное время. А мне хотелось, чтобы детям было интересно на уроках русского языка и литературы. И тогда пришло время мини – проектов, то есть таких небольших творческих работ, которые можно выполнить в течение урока.
Технология мини-проекта та же. Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока. Так при изучении малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка - малышка». Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы. Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам.
В 6 классе, при изучении календарно-обрядового фольклора, ребята создают сборник «Календарно-обрядовые песни». Это групповой краткосрочный проект. Ребята узнают, что данный вид народной поэзии связан прежде всего с циклом полевых работ, а так же с важными годовыми праздниками, такими как Рождество, Масленица, Троица. Каждая группа работает над определенным видом обрядовых песен 1 группа - «колядки» (зима) 2 группа – «веснянки», 3 группа – «летние песни» 4 группа – «осенние песни». Ребята работают с разными источниками, кратко описывая традиции, которые связаны с исполнением обрядовых песен, подбирают материал, при этом обязательно обращаются к представителям старшего поколения, стараясь узнать, известны ли им календарно-обрядовые песни, записывают их. Свои странички каждая группа «верстает» сама, но при этом соблюдая определенные договоренности (будет ли это электронный или рукописный вариант, что будет общего в оформлении). Каждая группа представляет свою работу, рассказывает о своих успехах и трудностях.
Мини-проекты или краткосрочные проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный, если найдутся ученики, особенно заинтересовавшиеся данной темой. В 6 классе при изучении темы «Имя существительное» ученики знакомятся со словарями личных имен. При этом они выполняют индивидуальный мини-проект «Тайна моего имени». Выполнен он может быть как дома (в качестве домашнего задания), так и на уроке, с использованием словарей личных имен, Интернет-источников и другой литературы. Ребята узнают о происхождении и значении своего имени. Как правило, очень интересно детям узнать о происхождении своих фамилий. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников.
За последние годы работы с ребятами мы успели создать множество мини-проектов. Самые успешные из них – «Рядом с нами живут ветераны», «Улицы моего села», «Аллея славы», «Осенние этюды», «Дождь», «Моя любимая книга», «Мордовия, тебе посвящаю». Самым важным результатом работы над мини-проектами я считаю развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к литературе.
Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы позволяет формировать у учащихся желание учиться, делает интересным образовательный процесс, создаёт ситуацию успеха и творческую атмосферу на уроке и дома. Проект – это интересный вид деятельности, способ взаимодействия учащихся и учителя. Мини - проекты не только пробуждают интерес к предмету, заставляют школьников самостоятельно взяться за обучение, учат работать творчески, развивают мышление, помогают сплотить коллектив, но и являются очень удачной формой работы на уроке, когда каждый занят интересным делом - он творит, играет, фантазирует, а выигрывают от этого все!
Список использованной литературы
1. Балина Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. – 2014. - № 4.
2. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – Москва, 2000.
3. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – 10 изд., перераб. – М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
4. Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся. 6-11 классы. – Волгоград, 2009.
Спасибо автору за интересную статью!
ОтветитьУдалитьДа, организация проектной деятельности совместно учащимися ведет к развитию творческого потенциала учеников, проведению самостоятельных исследований, поисков, возможности работать в команде и представлять результаты группового или индивидуального труда. Спасибо, Елена Анатольевна, информация лично для меня (мол.специалиста) очень актуальная и полезная.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень полезный материал. Мини-проекты помогаю повысить эффективность уроков, делают их интересными и увлекательными, учат детей самостоятельно мыслить.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Анатольевна, за практические примеры по использованию мини-проектов на уроках русского языка и литературы. Очень полезный и интересный материал. Буду обязательно использовать в своей педагогической деятельности.
ОтветитьУдалитьспасибо за практический материал!
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал. Всегда полезно поучиться у коллег и использовать их положительный опыт.
ОтветитьУдалитьОчень интересный материал! Обязательно буду использовать технологию мини-проектов на своих уроках.
ОтветитьУдалить