Орфография без правил

Обухова О.В.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №9», г. Рузаевка

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. По данным исследований, около 70 % обучающихся с трудом осваивают орфографию русского языка. Орфографическая грамотность приобретается годами, поэтому очень важно найти приёмы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.

Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии:

а) систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);

б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.

Изучение феномена «природной грамотности» привело исследователей к выводу, что грамотность на самом деле не дается от природы, а возникает при правильном проговаривании слов, природная грамотность - не что иное, как автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам». В его основе лежит не работа с орфограммами, а хранящиеся в моторной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме. Из этого следует, что если учащимся постоянно предлагать тексты для прочитывания вслух по слогам (как пишется), они запомнят правописание слов через моторику произношения. Впервые этот метод подробно описал московский педагог Петр Семенович Тоцкий. Многолетняя практическая деятельность позволила П.С. Тоцкому сделать вывод о том, что «необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения»[1].

Орфографическое чтение – это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как оно написано.

Работа по методу Тоцкого с подростками и взрослыми дает замечательные результаты.

Так можно работать с ребёнком или группой, применяя данную методику.

Во-первых, орфографически можно просто читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, а лучше – специально подобранные.

Во-вторых, после орфографического прочтения текст можно продиктовать и дать по нему задания. Порядок работы помогает в формировании орфографической зоркости учащихся. Они просто вынуждены будут сосредоточиться на правописании и собственных ошибках.

Алгоритм действий такой:

А. Прочитать текст хором орфографически.

Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила.

В. Отвлечься от текста на другое задание (например, можно провести устный опрос по пройденным правилам).

Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов).

Д. Проверить диктанты самостоятельно.

Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью!

Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки.

З. Работа проверяется преподавателями.

В-третьих, отдельные слова, в которых дети сделали ошибки, можно постоянно проговаривать хором и орфографически.

В-четвёртых, целесообразно предлагать учащимся самостоятельно составлять тексты для орфографического чтения, предлагать на следующий день для прочтения.

Метод замечательный, опробован давно. Почему же он не внедряется в школах повсеместно? Причина проста. Практикующие педагоги, которые хоть раз пробовали заниматься с учениками таким образом, знают, что орфографическое чтение - занятие не из лёгких, оно требует особой тренировки, потому что при чтении по слогам дыхание сбивается и дети начинают непроизвольно зевать. Это значит, что для подобных упражнений нужны небольшие тексты, но насыщенные трудными словами.

Примеры текстов:

1.Ничто не нарушало полуденную тишь. Лиловый бегемот и мышь изнывали от духоты. Ну и жарища! Взяв ведро, верёвку и кормушку для рыбы, они решили пойти на рыбалку. Чтобы не проголодаться, рыбаки захватили с собой томаты и шоколад.

Возле берега друзья увидели гнездо с птичьими яйцами. Вдруг мышь заметила, что из лазейки в зарослях кустов выбирается кот. Это же грабитель! Страх поверг мышь в шок, но она не растерялась и запищала: «Уходи! Здесь можно подцепить заразу. А ещё скоро придёт морячок, вызовет сильный ураган, и тебя смоет волной. А потом мы позовём пешеходов на комбайне, и они увезут нас отсюда».

Грабитель больше не мог терпеть этой чепухи и сбежал. Так мышь и бегемот спасли гнездо от кота.

2. Мы поехали на шоу, там у нас случился жор. Мы поели крыжовник, запили его крюшоном и закусили корнишоном. Дома нас ждали харчо, анчоусы и чаек. Мы жуткие обжоры. Потом у всех началась изжога. Вот такой вот произошёл форс-мажор...

3. Большой каньон — один из самых необычных объектов нашей планеты, поэтому он очень хорошо исследован. Большой каньон — один из глубочайших каньонов в мире. Находится на плато Колорадо, в штате Аризона США, на территории национального парка «Гранд-Каньон». Каньон прорезан рекой Колорадо в толще известняков, сланцев и песчаников. Длина каньона — 446 километров, глубина до тысячи восьмисот метров.
Каньон считается одним из лучших примеров эрозии почв. Его возникновение объясняется учёными так. Изначально река Колорадо текла по равнине, но в результате движения земной коры плато поднялось, река наклонилась, потекла быстрее и сильнее размыла каньон.
В районе каньона обитает множество птиц и зверей. В массивах жёлтой сосны живут белки и чернохвостые олени. Ранней весной в леса прилетают красноголовые птички пиранги.

Двойное чтение, орфографическое и орфоэпическое (вслед за учителем), является необходимым условием для успешного развития устной речи, орфографии и обогащения словарного запаса.

А как же быть с правилами? Они нужны как теоретическая часть правописания. Мы должны написать слово по правилам, потом произнести его орфографически несколько раз, и оно остается в памяти движений артикуляции. Дети, умеющие хорошо читать орфографически, пишут быстрее и свободнее.

Предложенная методика вызовет немало вопросов. А как решать их, подскажет практика и опыт учителя. Тексты для такой работы можно выбрать любые: наша русская литература богата и разнообразна. Успехов Вам и Вашим детям! 





Литература 

 
1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.

2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория / В.В. Бабайцева. М., 1995.

3. Зданкевич В.Г. Не всегда пишется то. Что слышится / В.Г. Зданкевич // Русская речь. 2003. №6.

Комментарии

  1. Очень подробно изложен алгоритм работы по развитию у школьников орфографической грамотности. Научить детей грамотно писать всегда было проблемой. А ведь очень важно, чтобы наши ученики, выходя из школы, были абсолютно грамотными людьми. Думаю, что такой серьёзный подход к данной проблеме обязательно даст свои результаты.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за материал. Действительно, очень сложно научить детей орфографической грамотности, но ведь это и есть одна из задач учителя русского языка. Буду обязательно использовать Ваш опыт в своей работе.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий