Использование краеведческого материала на уроках литературы в 5 классе

Варавва Елена Федоровна,
учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 16 города Тюмени


Аннотация.
В статье рассматриваются технологии и приемы, благодаря которым учитель на современном уроке, используя краеведческий материал, должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.

Ключевые слова: литературное краеведение, технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, развитие творчества.

Д. С. Лихачев писал о том, что любовь к родине большой начинается с «любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу…». Пробудить в ребёнке эту любовь, научить его гордиться историей и культурой своей малой родины, помочь почувствовать сопричастность к судьбе Отечества – одна из основных задач современной школы. Постижение малой Родины, ее истории, культуры и литературы имеет немаловажное значение содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания.

Одним из компонентов Государственного стандарта общего образования является региональный компонент, который необходимо реализовать на уроках русского языка и литературы. Региональный компонент помогает формировать гражданские, патриотические чувства, воспитывает любовь к родной литературе, к родному языку, в ребенке формируется стремление принести пользу родному краю, Отечеству, уважение простого, незаметного человека, героя времени освоения тюменского края, героя прошлого. При этом расширяется кругозор детей.

Совмещению образовательных и воспитательных задач способствует использование на уроках русского языка и литературы краеведческого материала. Остановлюсь подробнее на использовании краеведческого материала на современных уроках литературы.

Современный урок литературы – интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей учеников. На уроке целесообразно использовать технологии продуктивного чтения и проблемного обучения, активные приемы (опорные схемы, синквейн, диалог, игровые моменты, театрализацию, сравнение, использование других видов искусства), а также обучение должно проходить в сотрудничестве и сотворчестве.

Важную роль играет начало урока. Приведу фрагменты начала уроков литературы в 5 классе по произведениям тюменских писателей. Урок по произведению К. Я. Лагунова «Тайна Черного озера» (Отрывок из книги «Звезда Семена Урусова»).

В начале урока создается проблемная ситуация. Используя технологию продуктивного чтения, обращаемся к заглавию книги «Звезда Семена Урусова». Составляем вопросы, на которые предстоит ответить на уроке: Кто такой Семен Урусов? Почему этому человеку посвятили книгу? Какой это по характеру человек? Также обращаем внимание на значение слова «звезда», которое есть в заголовке. Для этого обращаемся к Толковому словарю Ожегова. Звезда – 1. Небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка. (зажглись звезды). Перен.: верить в свою звезду - в свое назначение, в свою счастливую судьбу. 2. О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость. (звезда экрана).3. фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности (пятиконечная звезда).

Определяем, что данное слово употреблено в заглавии в переносном значении: верить в свою звезду – в свое назначение, в свою счастливую судьбу. Определяем еще один вопрос урока: «В чем назначение жизни Семена Урусова?» Шел ли Семен Урусов к своей звезде? Таким образом, заглавие, составляющие заголовок слова, помогают нам создать проблему урока, над решением которой мы будем работать, обратившись к тексту К. Я. Лагунова «Тайна Черного озера».

Урок по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» начинается со следующего задания: соберите пословицу из данных слов: дорог, да, золотник, мал. Выясняется значение слова «золотник». Для этого используется толковый словарь Ожегова. Золотник - чрезвычайно малое количество чего-нибудь. Старая русская мера веса, равная 4, 26 граммам. Составляется пословица: Мал золотник, да дорог. Определяется смысл пословицы: говорится о том, кто мал ростом или молод, но имеет много достоинств, положительных качеств. Ученики определяют, что разговор пойдет о сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и его герое Иване и коньке-горбунке.
Рисунок 1. Кроссворд.
Затем дети должны разгадать кроссворд и определить задачи урока. Вопросы и ответы кроссворда – подсказка для того, чтобы определить задачи урока (рис. 1):

по горизонтали:

1. Какой брат из 3 был дураком?

2. В чем царь велит искупаться Ивану?

3. Куда закопался старший брат во время дозора?

4. Какой образ птицы взял Ершов из народной сказки?

по вертикали:

1. Художник, который выполняет рисунок к сказке.

2. Кто лежит поперек моря-океана?

3. Кому доверял свои беды Иван?

Ученики говорят, что на занятии будем говорить о героях сказки: Иване, Ките, жар-птице, коньке-горбунке, о связи народной сказки и литературной, о значении старых слов.

В год 75-летия победы в ВОВ своевременно рассмотреть на уроках литературы произведения тюменских писателей, которые посвящены этим годам. Обратимся к творчеству тюменского поэта и писателя А. Шестакова. В 2019 году вышла книга стихов поэта, посвященная Великой Отечественной войне.

В начале урока используются элементы театрализации: ребята читают, инсценируют отрывки стихотворений А. Шестакова, ученики формулируют тему урока: «Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях тюменского поэта А. Е. Шестакова». На слайде – одна из улиц нашего города. Надо узнать, как она называется. Один из учеников класса живет рядом с этой улицей. Там находится известный в городе Тюмени «Центр Дзюдо». Почему мы вспомнили об этой улице? В честь кого названа улица?

Выдвинуты версии: почему одно из стихотворений Шестаков посвятил Гнаровской, какой она совершила героический поступок? Почему одно из стихотворений посвящено Матери, своему отцу? Каковы темы стихов Шестакова о войне?

На уроках по сказке П. П. Ершова и по стихотворениям А. Е. Шестакова используется групповая работа. Каждая группа получает задание. Одна группа ребят читает стихотворение «Санитарка Валя-Ласточка» и готовится отвечать на вопросы по тексту, заполняет таблицу, куда записывают название стихотворения, тему, основную мысль, примеры из текста, доказывающие, что стихотворение раскрывает данную тему, яркие средства выразительности. Вторая – «Оркестранты-духачи», третья – «Подвиг мамы Акулины». Четвертая группа – стихи из автобиографического цикла: «Если б только не чудо…», «Клятва».

На уроке ребята учатся перерабатывать информацию в таблицу, доказывать свои мысли текстом, строить рассуждения. Также занятие направлено на поиск новой информации в группе. В течение урока представители групп излагают свои выводы, подтверждая и дополняя версии, выдвинутые в начале урока.

На уроке по сказке П. П. Ершова литературоведы проводят небольшое исследование: сравнивают отрывки сказки Ершова и народных сказок: «Жар-птица и Василиса –царевна», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Царевна-лягушка» и приходят к выводу, что в литературной сказке так же, как и в народной, есть зачин, присказки во 2 и 3 части, волшебные герои, народные слова и выражения, сказочное число три, добрые и злые герои противопоставлены.

Художники сопоставят иллюстрации сказки Ершова и разных художников, пытаются увидеть, как своим поэтическим языком описал героев поэт, поняли ли его художники-иллюстраторы сказок?

Языковеды работают с Толковым словарем Ожегова и словарем фразеологизмов, находят значение устаревших слов и фразеологических оборотов в данных учителем отрывках сказки: сенник, малахай, в три вершка, аршинные уши, и усом не ведет, сонные тетери, ни жив ни мертв.

Читатели-литературоведы характеризуют Ивана, его братьев, конька-горбунка, приводя примеры из текста, используя выборочное чтение и выборочный пересказ.

Также ученикам предложено сравнить иллюстрацию с изображением рыбы-кита и фотографию, на которой отражено географическое положение Ишима, родины Ершова (рис. 2), Тобольского кремля (в Тобольске долгие годы учился и жил Ершов), таким образом предпринята попытка рассмотреть одну из возможных причин создания Ершовым образа чудесной рыбы. (географическое местоположение Ишима между двух рек, форма рыбы напоминает очертания Тобольского кремля у реки и расположение Ишима. На хвосте рыбы располагается лес, на спине – церкви, дома. (так же, как и на фотографии Ишима и Тобольского кремля) Это, возможно, одна из версий рождения сказочного образа рыбы.
Рисунок 2. Иллюстрации с изображением рыбы-кита (справа) и фотография г. Ишим (слева)
Ученики смотрят отрывок из мультфильма – последний эпизод и сравнивают со сказкой. Ребята должны увидеть разницу и ответить на вопрос: почему режиссер мультфильма изменил сюжет ершовской сказки. (В сказке Ершова царь приказал привести конька-горбунка проститься с Иваном. В мультфильме конек был в связанном мешке, и ему пришлось проявить много сил, чтобы выбраться и спасти Ивана.). Режиссер мультфильма И. П. Иванов-Вано подчеркивает мысль о том, что конек-горбунок – настоящий товарищ, который не бросит в беде. Не случайно мы начали урок с пословицы: Мал золотник да дорог. Так можно сказать о коньке-горбунке, внешне маленьком, некрасивым, но верном товарище, смелом и бесстрашном.

Таким образом, на уроке литературы ученик становится участником образовательного процесса, не только ищет на занятии новую информацию, отвечая на вопросы, вступая в диалог с одноклассниками и учителем, учится работать в группе, преобразовывать информацию из одной формы в другую, но и сопоставлять. Так на уроке по сказке П. П. Ершова ребята учились работать со словарями, через слово характеризовать героя сказки, извлекать информацию, представленную в разных формах: текста сказки, текста пословиц, текста словарной статьи, кроссворда, иллюстрации, фотографии, мультфильма, предприняли попытку сопоставить разные источники информации и сделать определенные выводы. Ребята, читая сказку тюменского писателя П. П. Ершова, учились быть добрыми, верными, честными, справедливыми, смелыми, ценить настоящую дружбу.

Уроки по произведениям Шестакова и Лагунова нацелили учеников на создание кроссвордов и поисковую деятельность. Ученик 5 класса Федор П. выполнил работу «Портрет первооткрывателя» и выступил на школьной конференции «Ломоносовские чтения». Предметом исследования его работы стали следующие произведения литературы: документальные повести К.Я. Лагунова «Как искали тюменскую нефть», глава из книги К.Я. Лагунова «Звезда Семена Урусова», документальная повесть А. Швирикаса «Ф.К. Салманов» (рис. 3).
Рисунок 3. Кроссворд по произведению «Тайна Черного озера»
Урок, основанный на материале краеведения, на котором ученики познакомились со стихотворениями тюменского поэта А. Е. Шестакова, позволил соприкоснуться со страшными событиями Великой Отечественной войны, понять, как непросто досталась Победа, поговорить не только о тех , кто воевал, но и о подвиге тружеников тыла, о раннем взрослении мальчишек, о их военном детстве, о тех, кто ждал с войны сыновей, увидеть, что в Тюмени и в Заводоуковске хранят память о тех, кто погиб, подвел к решению создать собственный проект о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, и создать книгу памяти класса, подарив ее школьному музею. Также урок нацелил ученицу 5 класса Настю К. на создание проекта, посвященного произведениям А. Е. Шестакова о Великой Отечественной войне. В конце урока можно использовать прием синквейна.

Семен Урусов -
Смелый, мужественный.
Верил, трудился, преодолевал
Урусов пробурил первую скважину (она дала первую сибирскую нефть).
Урусов был одним из первооткрывателей сибирской нефти.
Победитель!

Конек-Горбунок
Неказистый, бесстрашный.
Помогает, выручает, советует.
Конек-Горбунок пришел Ивану на помощь.
Верный друг!


Основная цель литературного образования – становление духовного мира личности, создание условий для реализации творческих возможностей. Решению этой задачи способствует и использование материала литературного краеведения на уроках в 5 классе.



Список используемой литературы.


1. Кайракова Л. Т. Современный урок литературы: методические формы и приемы.[Электронный ресурс].–URL: http://lomonpansion.com/articles_2_3637.html

2. Курдельчук Н. Г. Использование краеведческого материала на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс]. –URL: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/5292

3. Штеле В. А. Филологическое краеведение в современной школе.[Электронный ресурс].–URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2014/03/29/filologicheskoe-kraevedenie-v-sovremennoy-shkole

4. Литература Тюменского края : книга для учителя и ученика / под ред. Н. А. Рогачевой. –Тюмень : СофтДизайн, 1997. –368

Комментарии

  1. Спасибо! Мне Ваша статья очень близка. Я часто использую краеведческий материал своего региона на уроках русского языка и литературы, знакомлю ребят с поэзией и прозой рузаевских писателей. И всегда интересно узнавать новое о нашей необъятной Родине.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий