Формирование культуры правильной русской речи у детей дошкольного возраста
Федосеева Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ « Улыбка», г. Краснослободск.
Швечкова Татьяна Михайловна,
воспитатель МБДОУ « Улыбка», г. Краснослободск.
Аннотация: статья раскрывает работу педагогов, направленную на приобретение детьми культурного богатства русского языка. Она основана на формировании чувства причастности детей к наследию прошлого. Мы знакомим детей с истоками народной культуры, с традициями народа, изучаем устное народное творчество, многообразие народных игр, хороводов, рассматриваем быт русского народа.
Ключевые слова: русский язык, русская культура, развитие речи, устное народное творчество.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так как родители постоянно заняты работой, житейскими проблемами и поэтому в силу занятости мало уделяют внимания детям, а по телевизору показывают, в основном, иностранные мультфильмы. Формирование и повышение культуры правильной русской речи приобретает важное значение. Известно, что ребенок, будучи по своей природе социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делится мыслями, чувствами. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.
Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка – не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Поэтому совершенствование содержания и методов обучения детей русской речи выступает как очень важная, актуальная задача.
Роль педагога состоит, в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ребенка, в создании и реализации методической системы культуры речи
В нашем детском саду создаются все условия для развития детей. Программа обучения, разнообразная индивидуальная деятельность, помогают всесторонне развить ребенка и подготовить его к современной жизни. Сейчас к нам возвращается родная культура, и мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, кладезь богатства русского языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Очень важно научить детей знать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
В процессе деятельности решаются следующие задачи:
- развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества;
- развитие фантазии, творческих способностей детей и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах;
-воспитание у дошкольников патриотизма;
-обогащение словаря, фонематического слуха;
-повышение интереса дошкольника к русскому народному творчеству.
В своей работе применяем следующие методы: наглядный, словесный, игровой, практический. Используем виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры. В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. При знакомстве с поговорками, загадками, сказками, дети приобщаются к народным ценностям.
В нашей группе много кукол в русских костюмах, сшитые своими руками. Для развития фантазии, творческих способностей детей , умения находить средства выражения образа в мимике, жестах читаем и рассказываем детям русские народные сказки, побуждая при этом к выразительности речи детей.
Для выполнения поставленных задач по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества дети часто играют в сказку, переживают приключения, которые происходят со сказочными героями, помогают найти выход из трудной ситуации. Сказочные герои в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. В сказке всегда добро побеждает зло, и поэтому стараемся учить детей быть добрыми, смелыми, находчивыми. В группе организована театральная студия с различными видами театра. Есть куклы «би-ба-бо», куклы- «ходилки», сделанные своими руками вместе с детьми, театр на ложках и пальчиковый, теневой, театральные костюмы. Дошкольники любят инсценировать отрывки из сказок или целые сказки, говорить голосами сказочных персонажей, показывать действия героев сказки.




Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
При отборе фольклорного материала учитываем возраст детей. Для детей младшего дошкольного возраста используем «малые фольклорные формы» – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших дошкольников знакомим с фольклорным материалом: былинами, обрядовыми песнями.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха проходит через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Много времени уделяем индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей. Неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, переводят, со временем, эти яркие и
выразительные средства в активный словарь.
На занятиях по познавательному развитию используем приметы, правильность которых можно проверить, например:
Если зимой вечером на небе много звёзд - жди мороза.
Ласточки низко летают - будет дождь.
Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
К прилету птиц весной, которых все ждали, проводим праздники, печем печенье в виде птичек и разучиваем заклички.
Жаворонки, прилетите,
Весну теплую принесите,
Нам зима надоела,
Хлеба с солью поела.
Пословицы и поговорки подбираем так, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановке опытов.
Загадки используем на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего – либо. Дети, отгадывая загадку, определяют место заданного звука, делят слово-отгадку на слоги, составляют с этим словом предложение.
В нашем детском саду есть музей, с русской печью и предметами старины (чугунок, керосиновая лампа, ухват, прялка, веретено т.д.), где проводим занятия. Детям такие занятия очень нравятся, ведь они знакомятся с предметами, которыми пользовался русский народ в прошлом.
В группе есть библиотека книг с рассказами и сказками русских писателей и русскими народными сказками. Проводим для родителей консультации. Родители принимают активное участие в различных конкурсах поделок, готовят костюмы для сказочных персонажей,
В результате приобщения к фольклору, дети научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики, у детей появился интерес к познанию окружающего мира. Появилось желание самостоятельно организовывать народные игры, сочинять загадки, сказки .
Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки; умеют играть в русские народные подвижные игры; знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Список использованной литературы:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
2. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.
3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9
4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9
воспитатель МБДОУ « Улыбка», г. Краснослободск.
Швечкова Татьяна Михайловна,
воспитатель МБДОУ « Улыбка», г. Краснослободск.
Аннотация: статья раскрывает работу педагогов, направленную на приобретение детьми культурного богатства русского языка. Она основана на формировании чувства причастности детей к наследию прошлого. Мы знакомим детей с истоками народной культуры, с традициями народа, изучаем устное народное творчество, многообразие народных игр, хороводов, рассматриваем быт русского народа.
Ключевые слова: русский язык, русская культура, развитие речи, устное народное творчество.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так как родители постоянно заняты работой, житейскими проблемами и поэтому в силу занятости мало уделяют внимания детям, а по телевизору показывают, в основном, иностранные мультфильмы. Формирование и повышение культуры правильной русской речи приобретает важное значение. Известно, что ребенок, будучи по своей природе социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делится мыслями, чувствами. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.
Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется им, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка – не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Поэтому совершенствование содержания и методов обучения детей русской речи выступает как очень важная, актуальная задача.
Роль педагога состоит, в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ребенка, в создании и реализации методической системы культуры речи
В нашем детском саду создаются все условия для развития детей. Программа обучения, разнообразная индивидуальная деятельность, помогают всесторонне развить ребенка и подготовить его к современной жизни. Сейчас к нам возвращается родная культура, и мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное. Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, кладезь богатства русского языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Очень важно научить детей знать культуру своего народа, показать им дорогу в этот добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
В процессе деятельности решаются следующие задачи:
- развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества;
- развитие фантазии, творческих способностей детей и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах;
-воспитание у дошкольников патриотизма;
-обогащение словаря, фонематического слуха;
-повышение интереса дошкольника к русскому народному творчеству.
В своей работе применяем следующие методы: наглядный, словесный, игровой, практический. Используем виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, прибаутки, заклички, русские народные игры. В устном народном творчестве сохранились черты русского характера, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. При знакомстве с поговорками, загадками, сказками, дети приобщаются к народным ценностям.
В нашей группе много кукол в русских костюмах, сшитые своими руками. Для развития фантазии, творческих способностей детей , умения находить средства выражения образа в мимике, жестах читаем и рассказываем детям русские народные сказки, побуждая при этом к выразительности речи детей.
Для выполнения поставленных задач по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества дети часто играют в сказку, переживают приключения, которые происходят со сказочными героями, помогают найти выход из трудной ситуации. Сказочные герои в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. В сказке всегда добро побеждает зло, и поэтому стараемся учить детей быть добрыми, смелыми, находчивыми. В группе организована театральная студия с различными видами театра. Есть куклы «би-ба-бо», куклы- «ходилки», сделанные своими руками вместе с детьми, театр на ложках и пальчиковый, теневой, театральные костюмы. Дошкольники любят инсценировать отрывки из сказок или целые сказки, говорить голосами сказочных персонажей, показывать действия героев сказки.




Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
При отборе фольклорного материала учитываем возраст детей. Для детей младшего дошкольного возраста используем «малые фольклорные формы» – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших дошкольников знакомим с фольклорным материалом: былинами, обрядовыми песнями.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха проходит через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Много времени уделяем индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей. Неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, переводят, со временем, эти яркие и
выразительные средства в активный словарь.
На занятиях по познавательному развитию используем приметы, правильность которых можно проверить, например:
Если зимой вечером на небе много звёзд - жди мороза.
Ласточки низко летают - будет дождь.
Знание и использование примет в повседневной жизни помогают развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
К прилету птиц весной, которых все ждали, проводим праздники, печем печенье в виде птичек и разучиваем заклички.
Жаворонки, прилетите,
Весну теплую принесите,
Нам зима надоела,
Хлеба с солью поела.
Пословицы и поговорки подбираем так, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановке опытов.
Загадки используем на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Загадка - мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего – либо. Дети, отгадывая загадку, определяют место заданного звука, делят слово-отгадку на слоги, составляют с этим словом предложение.
В нашем детском саду есть музей, с русской печью и предметами старины (чугунок, керосиновая лампа, ухват, прялка, веретено т.д.), где проводим занятия. Детям такие занятия очень нравятся, ведь они знакомятся с предметами, которыми пользовался русский народ в прошлом.
В группе есть библиотека книг с рассказами и сказками русских писателей и русскими народными сказками. Проводим для родителей консультации. Родители принимают активное участие в различных конкурсах поделок, готовят костюмы для сказочных персонажей,
В результате приобщения к фольклору, дети научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики, у детей появился интерес к познанию окружающего мира. Появилось желание самостоятельно организовывать народные игры, сочинять загадки, сказки .
Дети используют в активной речи потешки, считалки, загадки; умеют играть в русские народные подвижные игры; знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Список использованной литературы:
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
2. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976.
3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9
4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9
Здравствуйте, Наталья Владимировна и Татьяна Михайловна!!! Спасибо за представленный опыт работы.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Спасибо. Интересно и доступно.
ОтветитьУдалить