Работа над устной речью детей дошкольного возраста
Бакаева Юлия Валерьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 59» г.о.Саранск
iulya.bakaeva@yandex.ru
Работать над устной речью ребёнка надо начинать с первых лет его жизни. Для ребёнка в семье должны быть созданы такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями, сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас.
В школе детей будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т.д. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов названий и слов понятий, суженные или неправомерно широкие понятия) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и, прежде всего, для овладения грамотой и счётом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно, последовательно рассказывать о своих играх, прогулках.
Каждое непонятное слово ребёнку надо объяснять, а также поправлять неправильно произнесённые слова. Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, можно проводить следующие упражнения на словоизменение.
Упражнение 1. (Образование форм родительного падежа множественного числа существительных)
Ребёнку показываете картинку, на которой изображён лес. Затем задаёте вопрос: "Чего в лесу много?". (Деревьев, кустов, ёлок, цветов, ягод, грибов, листьев). Можно спросить: "Чего много в этой комнате?" (Столов, стульев, карандашей, книг, тетрадей, окон, ламп и т.п.).
Упражнение 2. (Преобразование единственного числа имён существительных во множественное)
Взрослый предлагает ребенку поиграть так: "Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу "стол", а ты – "столы", я скажу "рука", а ты – "руки". Когда ребёнок поймёт, предлагается ему ряд слов: коза, глаз, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей и другие слова.
Упражнение 3. (На словообразование. Образование уменьшительной формы существительных)
Взрослый предлагает ребёнку поиграть так: "Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие: если я скажу "стол", то ты говори – "столик"; если я скажу "шапка", ты говори – "шапочка". Когда ребёнок поймёт задание, ему предлагается для упражнения следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковёр, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.
Упражнение 4. "Что из чего сделано?"
Ребенку предлагается ответить на вопросы: из чего сделан стул (шкаф, стол)? (Из дерева). "Значит, он какой?" (Деревянный). "А гвоздь из чего сделан?" (Из железа). "Значит, он какой?" (Железный). Так же ребёнок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.
Упражнение 5. (На выделение признаков и действий)
1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, по вкусу? О вишне? О помидоре? О моркови? О яблоке? (Арбуз – круглый ли овальный, зелёный или полосатый, очень сладкий, как сахар). Можно вспомнить загадку об арбузе.
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч. (Арбуз)
2. Укажите признаки солнца, луны, звёзды, электролампочки. Назовите их общий признак. Солнце – круглое, яркое, жёлтое, очень горячее, греет землю, всходит и заходит.
Без огня горит, без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)
Яркая, далекая точка,
Горит только ночью.
Никого не согревает,
Только мечтать заставляет. (Звезда)
Висит груша, нельзя скушать. (Лампочка)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня (Луной)
Отдельные признаки предметов вы составите по образцу "солнца", а загадки помогут вам увидеть эти признаки. Общий признак – они горят и светят.
1. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, тёплый, пушистый (котёнок, платок, шарф и т. д.); высокий, стройный, красивый (мужчина, олень и т.д.); сочный, сладкий, ароматный (апельсин, пирог, банан и т. д.); быстрый, ловкий, проворный (лисёнок, человек, жук, тушканчик, цыплёнок и т.д.).
2. Назовите общие признаки весны и осени (это времена года, часто идут дожди, бывает снег, земля мокрая и грязная, изменяется длина дня и ночи); вороны и скворцов (птицы, покрыты перьями, чёрный цвет перьев, летают, имеют крылья, две ноги и т.д.); лошади и собаки; яблони и груши; стола и стула; автобуса и троллейбуса. Назовите признаки, по которым они отличаются.
3. Скажите, как люди идут, когда спешат? (быстро, поспешно). А когда не спешат? (медленно, не торопясь).
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, к тому же педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому создаются новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
На любой стадии развития речи ребёнок нуждается во внимании и помощи взрослых. Созревание мыслительной речевой деятельности ребёнка, переход к более высоким её уровням в большей мере определяется тем, о чём и как мы говорим с ним. Речь - это не дар свыше, это результат большого совместного труда родителей, воспитателей, а также труда самого ребёнка.
Развитие речи ребёнка нельзя пускать на самотёк, так как слабо развитая речь помимо всего прочего лишает ребёнка многих человеческих радостей - радости от умения чётко и грамотно ответить на уроке, радости оттого, что может выразить то, о чём хочется сказать, радости от счастливо найденного слова.
Литература:
1. «Развитие речи детей» Тихеева Е.И., Москва, «Просвещение», 1985
2. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Сохин Ф.А., Москва, «Просвещение», 1984
3. «Развитие речи детей» Новоторцева Н.В., Москва, «Лайнер», 1995
воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 59» г.о.Саранск
iulya.bakaeva@yandex.ru
Работать над устной речью ребёнка надо начинать с первых лет его жизни. Для ребёнка в семье должны быть созданы такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями, сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас.
В школе детей будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя и с элементарными, но с достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи и т.д. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов названий и слов понятий, суженные или неправомерно широкие понятия) затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.
Важнейшей предпосылкой успешного обучения в школе и, прежде всего, для овладения грамотой и счётом является развитие устной речи. Необходимые её качества: чистое произношение всех звуков родного языка, внятное произношение слов, умение отвечать на вопросы взрослых, пересказывать сказки, рассказы, прочитанные взрослыми, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, связно, последовательно рассказывать о своих играх, прогулках.
Каждое непонятное слово ребёнку надо объяснять, а также поправлять неправильно произнесённые слова. Чтобы речь ребёнка была грамматически правильной, можно проводить следующие упражнения на словоизменение.
Упражнение 1. (Образование форм родительного падежа множественного числа существительных)
Ребёнку показываете картинку, на которой изображён лес. Затем задаёте вопрос: "Чего в лесу много?". (Деревьев, кустов, ёлок, цветов, ягод, грибов, листьев). Можно спросить: "Чего много в этой комнате?" (Столов, стульев, карандашей, книг, тетрадей, окон, ламп и т.п.).
Упражнение 2. (Преобразование единственного числа имён существительных во множественное)
Взрослый предлагает ребенку поиграть так: "Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу "стол", а ты – "столы", я скажу "рука", а ты – "руки". Когда ребёнок поймёт, предлагается ему ряд слов: коза, глаз, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав, воробей и другие слова.
Упражнение 3. (На словообразование. Образование уменьшительной формы существительных)
Взрослый предлагает ребёнку поиграть так: "Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие: если я скажу "стол", то ты говори – "столик"; если я скажу "шапка", ты говори – "шапочка". Когда ребёнок поймёт задание, ему предлагается для упражнения следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковёр, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.
Упражнение 4. "Что из чего сделано?"
Ребенку предлагается ответить на вопросы: из чего сделан стул (шкаф, стол)? (Из дерева). "Значит, он какой?" (Деревянный). "А гвоздь из чего сделан?" (Из железа). "Значит, он какой?" (Железный). Так же ребёнок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.
Упражнение 5. (На выделение признаков и действий)
1. Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, по вкусу? О вишне? О помидоре? О моркови? О яблоке? (Арбуз – круглый ли овальный, зелёный или полосатый, очень сладкий, как сахар). Можно вспомнить загадку об арбузе.
Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач,
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч. (Арбуз)
2. Укажите признаки солнца, луны, звёзды, электролампочки. Назовите их общий признак. Солнце – круглое, яркое, жёлтое, очень горячее, греет землю, всходит и заходит.
Без огня горит, без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)
Яркая, далекая точка,
Горит только ночью.
Никого не согревает,
Только мечтать заставляет. (Звезда)
Висит груша, нельзя скушать. (Лампочка)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня (Луной)
Отдельные признаки предметов вы составите по образцу "солнца", а загадки помогут вам увидеть эти признаки. Общий признак – они горят и светят.
1. Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, тёплый, пушистый (котёнок, платок, шарф и т. д.); высокий, стройный, красивый (мужчина, олень и т.д.); сочный, сладкий, ароматный (апельсин, пирог, банан и т. д.); быстрый, ловкий, проворный (лисёнок, человек, жук, тушканчик, цыплёнок и т.д.).
2. Назовите общие признаки весны и осени (это времена года, часто идут дожди, бывает снег, земля мокрая и грязная, изменяется длина дня и ночи); вороны и скворцов (птицы, покрыты перьями, чёрный цвет перьев, летают, имеют крылья, две ноги и т.д.); лошади и собаки; яблони и груши; стола и стула; автобуса и троллейбуса. Назовите признаки, по которым они отличаются.
3. Скажите, как люди идут, когда спешат? (быстро, поспешно). А когда не спешат? (медленно, не торопясь).
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, к тому же педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Поэтому создаются новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном, полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
На любой стадии развития речи ребёнок нуждается во внимании и помощи взрослых. Созревание мыслительной речевой деятельности ребёнка, переход к более высоким её уровням в большей мере определяется тем, о чём и как мы говорим с ним. Речь - это не дар свыше, это результат большого совместного труда родителей, воспитателей, а также труда самого ребёнка.
Развитие речи ребёнка нельзя пускать на самотёк, так как слабо развитая речь помимо всего прочего лишает ребёнка многих человеческих радостей - радости от умения чётко и грамотно ответить на уроке, радости оттого, что может выразить то, о чём хочется сказать, радости от счастливо найденного слова.
Литература:
1. «Развитие речи детей» Тихеева Е.И., Москва, «Просвещение», 1985
2. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Сохин Ф.А., Москва, «Просвещение», 1984
3. «Развитие речи детей» Новоторцева Н.В., Москва, «Лайнер», 1995
Юлия Валерьевна! вы представили интересный материал, а тема вашей публикации действительно актуальна!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Юлия Валерьевна! Спасибо Вам за представленный опыт работы. Тема интересная, действительно, надо развивать устную речь детей я бы сказала, даже с первых дней жизни.
ОтветитьУдалить