Школьный информационно-библиотечный центр как организационный центр по развитию читательской компетенции школьников

Караваева Галина Владимировна,
заведующая ИБЦ МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №24» г.о.Саранск


Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом впервые в истории России разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения». В Год Литературы «Национальную программу» подписал Президент РФ В.В.Путин. Программа гласит:

«…сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению…и ˂для этого˃ необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности…»

В программе обозначены задачи популяризации чтения, которые должны реализовывать все институты образования:

1. Содействовать формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности людям полезной для жизни и социально необходимой литературы;

2. Продвигать лучшие образцы литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;

3. Формировать и привлекательные образы читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других

4. Создавать положительные и привлекательные образы читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;

4. Вовлекать в активное квалифицированное чтение мало читающих людей.

Эти задачи лежат и в основе деятельности ИБЦ «Средней школы №24» города Саранска.

В МОУ осуществляется поддержка и развитие детского чтения.

Знакомство школьников с информационно-библиотечным центром начинается буквально в первые дни сентября, когда учителя первых классов проводят для малышей экскурсию по школе. Посещение библиотеки – обязательно. Начиная с октября в первых классах проводятся библиотечные уроки и после праздника «Прощание с Букварем» традиционно проводится мероприятие «Посвящение в читатели». С этого момента чтение школьников под пристальным вниманием не только учителя, но и школьного библиотекаря.

Библиотечные уроки проводятся в системе в каждой параллели по составленному плану. Цель библиотечных уроков :

1.Воспитывать устойчивый интерес к книге и желание преодолеть трудности чтения.

2. Научить пользоваться библиотекой и ее фондами.

4.Находить среди книг источник недостающих знаний;

6.Приобщить к устойчивому чтению, включить в читательскую деятельность;

7.Овладеть основным навыкам самостоятельного чтения;

8.Формировать аналитическую мыслительную деятельность, способность к обобщению;

9. Привить познавательную активность путем приобщения к книге.

Формы проведения разные: беседы, практические занятия, игры. Для развития и совершенствования читательской культуры в 5, 6, 7, 8 и 10 классах выделены часы для проведения элективного курса «Основы информационно-библиотечных знаний».

Ежегодно в соответствии с планом работы ИБЦ проводятся мероприятия по популяризации чтения, направленные на формирование и развитие культуры чтения:

- литературные вечера;
- презентации художественной литературы;
- обсуждение книг;
- выставки книг;
- общешкольные конкурсы читающих семей:
«Папа, мама, я - читающая семья»;

- конкурс плакатов и фотографий «Мир чтения»;

- конкурс чтецов «Живая классика»;

- организация экскурсий в библиотеки города, в места, связанные с жизнью и творчеством русских писателей Болдино, Тарханы, Наровчат).

Помимо таких традиционных форм работы, как выставки книг, тематических и посвященных писателям-юбилярам, обсуждения прочитанных произведений, литературные вечера, конкурсы чтецов, щкольный ИБЦ транслирует цикл радиопередач «Библиотечный вестник» из школьного радиоцентра. Основная тема радиопередач – сообщения о знаменательных датах литературного календаря, информация о мероприятиях, проводимых ИБЦ, о конкурсах и их победителях, калейдоскоп интересных фактов. Особенной популярностью у учеников пользуется рубрика «Театр у микрофона», где дети читают понравившиеся им произведения.

Формируют и поддерживают интерес к чтению мероприятия, проводимые в рамках месячников и недель. Например, весь октябрь в школе – месячник щкольной библиотеки. В этом году в рамках этого месячника проведены такие мероприятия, как литературный час «Здравствуйте, Эдуард Успенский!», интерактивная викторина «Удивительные миры Кира Булычева», фотовыставка «Мама, папа, я – читающая семья», Лермонтовские дни, посвященные 205-летию со дня рождения поэта. Об этом мероприятии хотелось бы рассказать подробнее, потому что оно позволило повысить уровень читательской компетенции учащихся. В программу Лермонтовских дней вошли конкурс рисунков «По страницам лермонтовских произведений», радиопередача «Мир Михаила Лермонтова», выставка «М.Лермонтов – недопетая песня России», демонстрация фильма о М.Лермонтове, литературно-библиографический десант в младшие классы с сообщениями о Лермонтове. Но особый интерес вызвало публичное чтение произведений поэта под названием «Открытый микрофон». В фойе 2 этажа был установлен микрофон с колонками и после вступительного слова библиотекаря каждый желающий имел возможность прочитать у микрофона понравившееся лермонтовское стихотворение. Три перемены и ученики, и учителя знакомили слушателей с любимыми строками. Награда участникам – бурные аплодисменты.

Создавать положительные и привлекательные образы читающего человека, книги, литературы, библиотек помогает работа с родителями учеников. Посещение родительских собраний с беседами и рекомендациями по организации семейного чтения являются традиционными. Кроме этого, большое значение имеет проведение совместно с родителями мероприятий по развитию детского чтения. Например, в этом году помимо родителей во «Встрече читающих семей» приняло участие и более старшее поколение, так как мероприятие проходило в рамках месячника пожилых людей. Бабушкам и даже дедушкам было интересно вместе с внуками отвечать на вопросы викторины, презентовать прочитанные книги, петь песни и в конце вечера получить подарки, сделанные руками детей.

Немаловажное значение для поддержания детского чтения является пополнение фонда ИБЦ новинками детской литературы. К большому сожалению, финансов на приобретение художественной литературы практически не выделяется. Выходом их сложившейся ситуации является использование электронных библиотек сети Интернет. В нашем ИБЦ учащиеся пользуются бесплатной школьной платформой электронной библиотеки Литрес. После регистрации у ребят появляется возможность читать книги с экрана любого носителя, имеющего выход в Интернет. Среди выбранных книг как произведения по школьной программе, по программе внеклассного чтения, так и художественная и научно-популярная литература по интересам, в том числе издания, которых в фонде ИБЦ нет. На полках книжных магазинов их тоже не увидишь.

Последние два года читатели ИБЦ имели возможность участвовать в проекте «КиноДетство.рф. Платформа равных возможностей», который проводился совместно Российской государственной детской библиотекой, Госфильмофондом России и с использованием гранта Президента Российской федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Ученики школы участвовали в телемостах с участием известных кинодеятелей и писателей, могли задать им в чате вопросы и получить на них ответы. Отвечая на вопросы викторины одной из передач в прямом эфире ребята получили приз – книгу Эллы Берту «Книга как лекарство для детей». По итогам совместной деятельности с проектом в 2018 году школьный ИБЦ пополнился книгами из серии «Классная классика».

Формировать у детей и подростков представления о ценности и значимости чтения и книжной культуры помогает взаимодействие с другими библиотеками нашего города. Например, после экскурсии в отдел древней и редкой книги Национальной библиотеки им.А.С.Пушкина РМ возрос спрос на исторические художественные произведения и книги по истории нашего Отечества. Совместные мероприятия с Центральной городской библиотекой неизменно вызывают интерес у старшеклассников. Особенное впечатление произвело на школьников то, что они являлись не пассивными зрителями, а имели возможность высказать своё мнение о творчестве российских писателей.

Мы считаем, что результатом реализации проводимой работы должно стать повышение статуса чтения и читающего учащегося в школе, рост культурного уровня обучающихся, нравственное и духовное совершенствование личности.

Комментарии

  1. Спасибо за интересную статью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с Вами , что повышение статуса чтения и формирование читающей функционально-грамотной личности школьника - задача общая , и ваша работа в этом направлении очень важна и несомненно результативна, С уважением Вертилецкая Инга Геннадьевна

      Удалить
  2. Спасибо за интересную статью. Хочется надеяться, что совместными усилиями нам удастся сформировать у наших учеников представление о значимости чтения. Над этим все мы и работаем каждый день.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Галина Владимировна, за ваш огромный вклад в формирование у детей и подростков представления о ценности и значимости чтения и книжной культуры, ибо работа действительно проделана огромная, и за бесценный опыт которым вы всегда с радостью делитесь с коллегами.

    ОтветитьУдалить
  4. «Когда я как владелец малого бизнеса в сложной ситуации подавал заявку на ссуду для покупки своего здания, обычные банки сказали, что не могут мне помочь. Г-н Бенджамин, кредитный специалист, сел со мной, выслушал мою ситуацию и решил, что я стою рискуем. Вот и мы, 5 лет спустя, и я только что продлил свой кредит еще на 7 лет. Я не смог бы купить свое здание без помощи г-на Бенджамина, и буду им навсегда обязан им за то, что они дали мне шанс, когда никто другой не стал бы ".
    Я порекомендую вам связаться с кредитным специалистом г-ном Беном по приведенной ниже информации, если вам понадобится финансовая помощь. Г-н Бен Контактное лицо Whats-App: + 1-989-394-3740, а также электронная почта: 247officedept@gmail.com

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий