Обучение анализу средств художественной выразительности на уроках русского языка (на материале рассказа В. С. Комкова «Я-немец»)
Иванова Юлия Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ РМ «Республиканский лицей» г.о.Саранск
Yuliaelena@yandex.ru
В статье рассматриваются приемы работы над средствами художественной выразительности в старших классах школы на материале творчества В. С. Комкова.
Ключевые слова: анализ текста, средства речевой выразительности, фигуры речи, тропы.
Сегодня каждого учителя русского языка и литературы волнует проблема ослабления интереса к чтению. Классическая русская литература часто оставляет детей равнодушными, произведения, отражающие проблемы далеких эпох, недопонимаются, что, безусловно, не только затрудняет анализ, но и может сформировать равнодушное или даже негативное отношение к чтению в целом, неумению высказать свои мысли, слабому речевому развитию. Выход из данной ситуации – обращение к произведениям современной русской литературы.
Комков Вячеслав Сергеевич –наш современник, сценарист, режиссер, автор произведений, затрагивающих самые актуальные проблемы подросткового мира. Рассказ «Я-немец» – дебютная работа писателя, впервые опубликованная в третьем номере журнала «Новый мир» за 2017 год. На мой взгляд, проблематика рассказа не оставит равнодушными старшеклассников. Предлагаю вариант работы с этим небольшим произведением на уроке русского языка. Целевая аудитория 10-11 класс.
Рассказ заранее прочитан дома. Начинаем с беседы по содержанию. Цель – вызвать интерес к произведению, без которого основная работа на уроке не будет эффективной. Примерный круг вопросов может быть таким:
1. Интересно ли было читать данное произведение? О чем этот рассказ?
2. Были ли момент, когда вам хотелось прервать чтение? Почему?
3. Могут ли все детские воспоминания быть связаны только с отрицательными моментами, обидами, непониманием?
4. Есть ли у вас подобный опыт?
5. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
6. Что вы можете сказать о главном герое? Почему малыш так себя ведёт?
7. Как вы оцениваете членов семьи маленького героя?
8. Как воспринимается финал рассказа: трагично, оптимистично, как-то иначе? Чем объясняется такое ваше настроение?
9. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Продолжите фразу:
Этот рассказ заставил меня …
Этот рассказ меня растрогал (научил и т.п.)…
Обратимся к художественным особенностям текста. После медленного повторного прочтения текста внимание обращается на языковые особенности. Цель подобной работы - развитие способности обучающихся воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспекттекста, использовать средства образности в собственной речи, выявлять функции синтаксических и лексических средств выразительности в данном произведении, подготовиться к успешному выполнению заданий 23, 25, 26 ЕГЭ по русскому языку. Примерный круг вопросов может быть таким:
1. Какова композиция текста? (количество смысловых частей, их микротемы);
2. Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание);
3. К какому стилю речи относится текст? (назовите общие стилистические особенности данного текста);
4. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
5. Какова идея текста (основная мысль)?
6. Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
7. Приведите примеры связи предложений с помощью личных, притяжательных, указательных местоимений, контекстных синонимов, союзов, лексического повтора и др.;
8. Какие формы речи присутствуют в тесте?
9. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о сложности языковых средств?
10. Какие синтаксические средства художественной выразительности (фигуры речи) вы видите?
Следующий этап – заполнение таблицы.
Количество средств, конечно же, может быть увеличено или уменьшено по желанию учителя и возможностям обучающихся.
Подобная таблица заполняется и по лексическим средствам художественной выразительности, тропам.
При анализе внимание уделяется не только опознаванию средства, но и его функции в тексте. Таким образом, мы используем простейшие аналитические (выпиши языковое средство, соотнеси понятие и термин) и синтетические упражнения (составление и заполнение таблиц). Для придания уроку динамики можно предложить задание «Кто больше?» (кто найдет больше всего примеров одного из средств выразительности).
Кроме задний по узнаванию средств речевой выразительности можно предложить творческие задания, например, на сравнение оригинального и деформированного текстов: Сравните два фрагмента. Чем они различаются? Что обогащает впечатление от второго, авторского текста?
1) Мама не ругает меня, она просто тянет меня за собой. Уже у самого дома я устаю кричать.
2) «Мама не ругает меня, она просто тянет мое маленькое вопящее тельце за собой. Уже у самого дома я устаю кричать».
Или: сравните два фрагмента. Что привносит в текст использование эмоционально-оценочной лексики?
1) «Чего тебе не хватает, милый маленький Боря? Ты смотришь мимо объектива. У тебя нос пуговкой, огромные глаза, клетчатая рубашечка, шортики в рубчик, сандалики, в руках пластиковый зайчик. Никто и предположить не может, что после того, как снимок сделан, это очарование кинет зайчика в фотографа и закричит изо всех сил. Почему ты кричишь, милый маленький Боря? Нет, не дает ответа.»
2) Чего тебе не хватает, Боря? Ты смотришь мимо объектива. У тебя нос пуговицей, огромные глаза, клетчатая рубашка, шорты в рубчик, сандалии, в руках пластиковый заяц. Никто и предположить не может, что после того, как снимок сделан, это очарование кинет зайца в фотографа и закричит изо всех сил. Почему ты кричишь, Боря? Нет, не дает ответа.
В достаточно подготовленном классе возможны и другие творческие задания, например, по самостоятельному подбору тропов: замените выделенные слова самостоятельно подобранными эпитетами.
1) «Хотя снаружи страшное уныние, фонари горят очень тускло, снег не идет. Сугробы жидкие и серые, если прыгнуть в такой сугроб, то никакого удовольствия не получишь».
2) «Я сижу с зашитым ртом, кровь из ранок залилась между губ и свернулась там».
В заключение работы на уроке следует ещё раз подчеркнуть, что тропы функционируют в пределах значения слова, фигуры речи – в словосочетаниях, предложениях, других синтаксических конструкциях, но в целом все изобразительно- выразительные средства языка «работают» только в тексте.
Работу со средствами художественной выразительности языка нужно постоянно держать в центре внимания: изучая различные разделы языкознания, организовывая повторение знаний образных средств с точки зрения их функциональной значимости. Анализ текста, пусть даже частичный, элементарный, формирует такие ценные качества связной речи, как чёткость, последовательность, стройность. Подобные задания особенно полезны в период подготовки к экзаменам, т.к. обеспечивают межпредметные связи между уроками русского языка и литературы, учат старшеклассников более правильно формулировать собственные высказывания. При этом целесообразно обращаться к многократному повторению одного и того же средства образности. Только в этом случае только закрепится навык его узнавания и стилистического использования в речи.
учитель русского языка и литературы ГБОУ РМ «Республиканский лицей» г.о.Саранск
Yuliaelena@yandex.ru
В статье рассматриваются приемы работы над средствами художественной выразительности в старших классах школы на материале творчества В. С. Комкова.
Ключевые слова: анализ текста, средства речевой выразительности, фигуры речи, тропы.
Сегодня каждого учителя русского языка и литературы волнует проблема ослабления интереса к чтению. Классическая русская литература часто оставляет детей равнодушными, произведения, отражающие проблемы далеких эпох, недопонимаются, что, безусловно, не только затрудняет анализ, но и может сформировать равнодушное или даже негативное отношение к чтению в целом, неумению высказать свои мысли, слабому речевому развитию. Выход из данной ситуации – обращение к произведениям современной русской литературы.
Комков Вячеслав Сергеевич –наш современник, сценарист, режиссер, автор произведений, затрагивающих самые актуальные проблемы подросткового мира. Рассказ «Я-немец» – дебютная работа писателя, впервые опубликованная в третьем номере журнала «Новый мир» за 2017 год. На мой взгляд, проблематика рассказа не оставит равнодушными старшеклассников. Предлагаю вариант работы с этим небольшим произведением на уроке русского языка. Целевая аудитория 10-11 класс.
Рассказ заранее прочитан дома. Начинаем с беседы по содержанию. Цель – вызвать интерес к произведению, без которого основная работа на уроке не будет эффективной. Примерный круг вопросов может быть таким:
1. Интересно ли было читать данное произведение? О чем этот рассказ?
2. Были ли момент, когда вам хотелось прервать чтение? Почему?
3. Могут ли все детские воспоминания быть связаны только с отрицательными моментами, обидами, непониманием?
4. Есть ли у вас подобный опыт?
5. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
6. Что вы можете сказать о главном герое? Почему малыш так себя ведёт?
7. Как вы оцениваете членов семьи маленького героя?
8. Как воспринимается финал рассказа: трагично, оптимистично, как-то иначе? Чем объясняется такое ваше настроение?
9. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Продолжите фразу:
Этот рассказ заставил меня …
Этот рассказ меня растрогал (научил и т.п.)…
Обратимся к художественным особенностям текста. После медленного повторного прочтения текста внимание обращается на языковые особенности. Цель подобной работы - развитие способности обучающихся воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспекттекста, использовать средства образности в собственной речи, выявлять функции синтаксических и лексических средств выразительности в данном произведении, подготовиться к успешному выполнению заданий 23, 25, 26 ЕГЭ по русскому языку. Примерный круг вопросов может быть таким:
1. Какова композиция текста? (количество смысловых частей, их микротемы);
2. Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание);
3. К какому стилю речи относится текст? (назовите общие стилистические особенности данного текста);
4. Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы?
5. Какова идея текста (основная мысль)?
6. Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
7. Приведите примеры связи предложений с помощью личных, притяжательных, указательных местоимений, контекстных синонимов, союзов, лексического повтора и др.;
8. Какие формы речи присутствуют в тесте?
9. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о сложности языковых средств?
10. Какие синтаксические средства художественной выразительности (фигуры речи) вы видите?
Следующий этап – заполнение таблицы.
№
|
Синтаксическое
средство / фигура речи
|
Примеры
из текста
|
|
1
|
анафора
|
|
|
2
|
синтаксический
параллелизм
|
|
|
3
|
градация
|
|
|
4
|
вопросно-ответное
единство
|
|
|
5
|
назывные и неполные
предложения
|
|
|
6
|
восклицательные
предложения
|
|
|
7
|
парцелляция
|
|
Количество средств, конечно же, может быть увеличено или уменьшено по желанию учителя и возможностям обучающихся.
Подобная таблица заполняется и по лексическим средствам художественной выразительности, тропам.
№
|
Лексическое
средство выразительности / троп
|
Примеры
из текста
|
1
|
метафора
|
|
2
|
эпитет
|
|
3
|
лексический повтор
|
|
4
|
ирония
|
|
5
|
сравнение
|
|
6
|
олицетворение
|
|
7
|
разговорная лексика
|
|
При анализе внимание уделяется не только опознаванию средства, но и его функции в тексте. Таким образом, мы используем простейшие аналитические (выпиши языковое средство, соотнеси понятие и термин) и синтетические упражнения (составление и заполнение таблиц). Для придания уроку динамики можно предложить задание «Кто больше?» (кто найдет больше всего примеров одного из средств выразительности).
Кроме задний по узнаванию средств речевой выразительности можно предложить творческие задания, например, на сравнение оригинального и деформированного текстов: Сравните два фрагмента. Чем они различаются? Что обогащает впечатление от второго, авторского текста?
1) Мама не ругает меня, она просто тянет меня за собой. Уже у самого дома я устаю кричать.
2) «Мама не ругает меня, она просто тянет мое маленькое вопящее тельце за собой. Уже у самого дома я устаю кричать».
Или: сравните два фрагмента. Что привносит в текст использование эмоционально-оценочной лексики?
1) «Чего тебе не хватает, милый маленький Боря? Ты смотришь мимо объектива. У тебя нос пуговкой, огромные глаза, клетчатая рубашечка, шортики в рубчик, сандалики, в руках пластиковый зайчик. Никто и предположить не может, что после того, как снимок сделан, это очарование кинет зайчика в фотографа и закричит изо всех сил. Почему ты кричишь, милый маленький Боря? Нет, не дает ответа.»
2) Чего тебе не хватает, Боря? Ты смотришь мимо объектива. У тебя нос пуговицей, огромные глаза, клетчатая рубашка, шорты в рубчик, сандалии, в руках пластиковый заяц. Никто и предположить не может, что после того, как снимок сделан, это очарование кинет зайца в фотографа и закричит изо всех сил. Почему ты кричишь, Боря? Нет, не дает ответа.
В достаточно подготовленном классе возможны и другие творческие задания, например, по самостоятельному подбору тропов: замените выделенные слова самостоятельно подобранными эпитетами.
1) «Хотя снаружи страшное уныние, фонари горят очень тускло, снег не идет. Сугробы жидкие и серые, если прыгнуть в такой сугроб, то никакого удовольствия не получишь».
2) «Я сижу с зашитым ртом, кровь из ранок залилась между губ и свернулась там».
В заключение работы на уроке следует ещё раз подчеркнуть, что тропы функционируют в пределах значения слова, фигуры речи – в словосочетаниях, предложениях, других синтаксических конструкциях, но в целом все изобразительно- выразительные средства языка «работают» только в тексте.
Работу со средствами художественной выразительности языка нужно постоянно держать в центре внимания: изучая различные разделы языкознания, организовывая повторение знаний образных средств с точки зрения их функциональной значимости. Анализ текста, пусть даже частичный, элементарный, формирует такие ценные качества связной речи, как чёткость, последовательность, стройность. Подобные задания особенно полезны в период подготовки к экзаменам, т.к. обеспечивают межпредметные связи между уроками русского языка и литературы, учат старшеклассников более правильно формулировать собственные высказывания. При этом целесообразно обращаться к многократному повторению одного и того же средства образности. Только в этом случае только закрепится навык его узнавания и стилистического использования в речи.
Какой замечательный материал!!! Спасибо большое, Юлия Вениаминовна!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью! Выразительные средства языка, делающие нашу речь выразительной, разнообразны, и знать их весьма полезно. Речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно в настоящее время так необходимо нынешнему поколению.
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал, Юлия Вениаминовна. Обязательно буду использовать его на своих уроках. Данный материал поможет и при подготовке к ЕГЭ.
ОтветитьУдалитьОгромное спасибо за опубликованный материал. Очень пригодится в старших классах. Все описано доступно и подробно. Обязательно использую при подготовке к ЕГЭ.
ОтветитьУдалитьЮлия Вениаминовна в своей статье касается серьёзной проблемы, связанной с ослаблением интереса к чтению, и предлагает выход из данной ситуации – обращение к произведениям современной русской литературы. Нельзя не согласиться с автором статьи. Да, произведения современных писателей более понятны сегодняшним школьникам. Важно подбирать для работы на уроке такой современный литературный материал, который ценен и с точки зрения содержания, смыслового наполнения, и с точки зрения художественности речи. Что касается материала, предложенного автором, он, безусловно, интересен.
ОтветитьУдалитьНесколько слов в защиту классической литературы. Внимательное отношение к языку художественного произведения, детальный его анализ (совместно с учащимися) рождает их интерес и к классике. Опыт показывает.
Спасибо за материал.
ОтветитьУдалитьДобрый день! Согласна с мнением Введенской Л.В. Подобная работа с языком произведения, несомненно, важна и полезна для обучающихся, и учителя, уверена, активно используют указанные приемы работы над средствами художественной выразительности. Но при этом нельзя умалять значимость текстов классической литературы, к которой у школьников складывается предвзятое отношение. Юлии Вениаминовне благодарность за представленный в доступной форме методический материал.
ОтветитьУдалитьЮлия Вениаминовна,как всегда порадовали. Спасибо Вам за Ваши находки и Вашу работу. Использование на уроках элементов филологического анализа текста всегда очень продуктивно. Это позволяет школьникам максимально"погрузиться"в текст художественного произведения. Важно и то, что Вы акцентируете внимание детей на функциональном аспекте использования выразительных средств в тексте. Спасибо.
ОтветитьУдалитьС уважением, Мардаева Татьяна Валерьевна
УдалитьЮлия Вениаминовна, огромное спасибо за опубликованный материал. Все описано доступно и подробно. Обязательно буду использовать его на своих уроках.
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЮлия Вениаминовна, читательское спасибо Вам за открытие еще одного имени современной литературы. И мне очень близка Ваша методика постижения смыслов средств выразительности.
ОтветитьУдалитьЮлия Вениаминовна, большое Вам спасибо! Очень пригодится в нашей дальнейшей работе.
ОтветитьУдалитьЮлия Вениаминовна, вы предоставили очень интересный и нужный материал! Спасибо за статью! Работа со средствами художественной выразительности языка важна и нужна. Анализ текста рождает интерес к чтению, формирует у детей речь: делает ее последовательной, стройной.
ОтветитьУдалитьНаучить анализировать средства художественной выразительности- непростая задача. Спасибо за практический материал!
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию и статью.
ОтветитьУдалитьСпасибо за информацию, постараюсь использовать.
ОтветитьУдалитьЮлия Вениаминовна, спасибо за интересную идею работы с художественным текстом при подготовке к экзаменам.
ОтветитьУдалитьС уважением, Маркина Елена Николаевна.
Спасибо за конкретный материал! Очень сложно современных детей, которые практически не читают, научить видеть в тексте средства выразительности. От учителя требуется максимум профессионализма, терпения и настойчивости, чтобы к 9 классу большая часть учеников различала хотя бы эпитеты, сравнения, олицетворения и метафоры.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал, который будет особенно полезен при подготовке к выполнению задания 26 ЕГЭ по русскому языку, вызывающий трудности у большинства учащихся. Непременно буду использовать в работе!
ОтветитьУдалитьЮлия Вениаминовна, большое Вам спасибо! Научить обучающихся анализировать средства художественной выразительности - трудоёмкая задача.
ОтветитьУдалитьСпасибо, буду использовать на своих уроках
ОтветитьУдалить«Когда я как владелец малого бизнеса в сложной ситуации подавал заявку на ссуду для покупки своего здания, обычные банки сказали, что не могут мне помочь. Г-н Бенджамин, кредитный специалист, сел со мной, выслушал мою ситуацию и решил, что я стою рискуем. Вот и мы, 5 лет спустя, и я только что продлил свой кредит еще на 7 лет. Я не смог бы купить свое здание без помощи г-на Бенджамина, и буду им навсегда обязан им за то, что они дали мне шанс, когда никто другой не стал бы ".
ОтветитьУдалитьЯ порекомендую вам связаться с кредитным специалистом г-ном Беном по приведенной ниже информации, если вам понадобится финансовая помощь. Г-н Бен Контактное лицо Whats-App: + 1-989-394-3740, а также электронная почта: 247officedept@gmail.com