Истоки русской национальной культуры в дошкольном образовании
Нарбекова Г.Х.,
воспитатель МДОУ «Детский сад №121комбинированного вида» г. о. Саранск,
galin2604@mail.ru
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура.
Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания в нашей стране. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий.
Занятия по знакомству с русской культурой в дошкольных образовательных учреждениях отличаются от традиционных, так как предполагают следующее:
- непосредственное общение педагога с ребенком, непосредственный эмоциональный контакт;
- игру как ведущий и самый любимый вид деятельности детей дошкольного возраста;
- объединение детей и взрослых в творческий коллектив, проявление искренней заинтересованности в результатах друг друга;
- совместную интересную творческую деятельность: игру, пение, хоровод, драматизацию сказки, инсценировку песни, пальчиковую гимнастику по потешке, рисование, лепку и др.;
- реализацию творческого потенциала и педагога, и ребенка в разных видах деятельности;
- развитие способностей: интеллектуальных, музыкальных, к изобразительной деятельности, к речевому творчеству;
- знакомство с различными видами и жанрами народного искусства;
- воспитание уважения к труду народных умельцев, понимания традиционности образов, узоров, орнаментов, их связи с обычаями и традициями русского народа;
- знакомство с русскими народными праздниками, традициями и обычаями, связанными с этими праздниками;
- активное участие детей и взрослых в оформлении выставок совместных работ по изодеятельности и ручному труду, интерьера в русском стиле, альбомов;
- формирование активной жизненной позиции с раннего возраста, понимания собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению и продолжению русских обычаев и традиций.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины. Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина! Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими.
Список использованной литературы:
1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 432 с.
2. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 352 с.
3. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 160 с.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
5.Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г. - 131с.
6. Князева О.Л. Как жили люди на Руси. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. - 24 с.
7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
8. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 192 с.
9. Тихонова М.В., Смирнова Н.С.Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.- 176 с.
воспитатель МДОУ «Детский сад №121комбинированного вида» г. о. Саранск,
galin2604@mail.ru
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура.
Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Русское народное творчество – сказки, игры, песни – легло в основу системы дошкольного воспитания в нашей стране. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщают к миру прекрасного.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий.
Занятия по знакомству с русской культурой в дошкольных образовательных учреждениях отличаются от традиционных, так как предполагают следующее:
- непосредственное общение педагога с ребенком, непосредственный эмоциональный контакт;
- игру как ведущий и самый любимый вид деятельности детей дошкольного возраста;
- объединение детей и взрослых в творческий коллектив, проявление искренней заинтересованности в результатах друг друга;
- совместную интересную творческую деятельность: игру, пение, хоровод, драматизацию сказки, инсценировку песни, пальчиковую гимнастику по потешке, рисование, лепку и др.;
- реализацию творческого потенциала и педагога, и ребенка в разных видах деятельности;
- развитие способностей: интеллектуальных, музыкальных, к изобразительной деятельности, к речевому творчеству;
- знакомство с различными видами и жанрами народного искусства;
- воспитание уважения к труду народных умельцев, понимания традиционности образов, узоров, орнаментов, их связи с обычаями и традициями русского народа;
- знакомство с русскими народными праздниками, традициями и обычаями, связанными с этими праздниками;
- активное участие детей и взрослых в оформлении выставок совместных работ по изодеятельности и ручному труду, интерьера в русском стиле, альбомов;
- формирование активной жизненной позиции с раннего возраста, понимания собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению и продолжению русских обычаев и традиций.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины. Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина! Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Человек должен гордиться своей Родиной. Любовь к отчизне необходимо закладывать с самого раннего детства. Беречь все то, что делает нас русскими.
Список использованной литературы:
1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 432 с.
2. Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 352 с.
3. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 160 с.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
5.Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005г. - 131с.
6. Князева О.Л. Как жили люди на Руси. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1998. - 24 с.
7. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
8. Леонова Н.Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 192 с.
9. Тихонова М.В., Смирнова Н.С.Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.- 176 с.
Комментарии
Отправить комментарий