Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Снадина Е.А.,
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Ясно-Полянская ООШ», Зубово-Полянский район
Краткая аннотация: в статье рассматриваются теоретические сведения использования новых информационных технологий, которые позволяют развивать активно-деятельностные формы обучения.
Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные программы, мультимедиа, интерактивная наглядность.
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Роль ПК в развитии личности учащихся.
1. Увеличивает скорость овладения им учебным материалом.
2. Расширяет информационное пространство вокруг ребёнка.
3. Позволяет создать условия для осуществления ребёнком самоконтроля при решении учебных задач.
4. Предоставляет ребёнку право выбора источника учебной информации.
Быстрое увеличение объёма циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, упаковывать и быстро извлекать из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Умение работать с информацией становится актуальным для человека, и этому умению надо учиться.
Знание того, к какому виду относится информация, поможет выбрать наиболее подходящие средства и методы работы с ней.
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации становится основной. Информация нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Знание свойств информации может помочь человеку оценить в каждом конкретном случае, насколько решения, принятые на основе имеющейся информации, могут быть верными.
Цели внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс:
Метод обучения ИКТ – это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигаются выполнения поставленных задач. Назначение метода в том, чтобы пробудить интерес школьника к решению поставленных вопросов.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков.
Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов). Будучи уникальным современным средством наглядности – «интерактивной наглядности», обеспечивающей учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, - компьютер обладает способностью «выпукло», т. е. методически ярко, предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркиваний, динамики изображения, эффекта мерцания и т.д. – всё это значительно облегчает восприятие и понимание.
Актуальность использования компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:
При объяснении нового материала я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Всякий урок должен иметь свой результат. Так для подведения итогов по изученному материалу я использую готовые электронные тесты, составляю сама или даю задание ученикам, которым очень нравится делать гиперактивные тесты (с отметкой правильного и неправильного ответа), использую различные обучающие программы-тренажеры: «Фраза», «Русский язык», «Энциклопедия русской литературы», «Как правильно говорить по-русски?» и другие.
Преимущество ИКТ – гибкость: можно использовать один и тот же материал как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы — это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.
И следует помнить, что компьютер и интерактивная доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя, от его заинтересованности в новых методах и технологиях обучения.
Список использованной литературы:
1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
2. Ларина И.Б. Опорный конспект в компьютерных программах по теме «Наречие как часть речи». Русский язык в школе. 2001. № 5. С. 17-21.
3. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.
4. Скрябина О.А. Изучение местоимения как части речи с использованием ЭВМ. Русский язык в школе. 2001. № 6. С. 9-18.
учитель русского языка и литературы, МБОУ «Ясно-Полянская ООШ», Зубово-Полянский район
Краткая аннотация: в статье рассматриваются теоретические сведения использования новых информационных технологий, которые позволяют развивать активно-деятельностные формы обучения.
Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные программы, мультимедиа, интерактивная наглядность.
Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Роль ПК в развитии личности учащихся.
1. Увеличивает скорость овладения им учебным материалом.
2. Расширяет информационное пространство вокруг ребёнка.
3. Позволяет создать условия для осуществления ребёнком самоконтроля при решении учебных задач.
4. Предоставляет ребёнку право выбора источника учебной информации.
Быстрое увеличение объёма циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, упаковывать и быстро извлекать из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Умение работать с информацией становится актуальным для человека, и этому умению надо учиться.
Знание того, к какому виду относится информация, поможет выбрать наиболее подходящие средства и методы работы с ней.
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации становится основной. Информация нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Знание свойств информации может помочь человеку оценить в каждом конкретном случае, насколько решения, принятые на основе имеющейся информации, могут быть верными.
Цели внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс:
- использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению;
- повышение темпа урока;
- увеличение объёма самостоятельной работы учащихся;
- создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся;
- интенсификация процесса обучения;
- реализация идей развивающего обучения;
- использование проблемных, эвристических, игровых методов обучения;
- интеграция учебных дисциплин.
Метод обучения ИКТ – это способ совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которого достигаются выполнения поставленных задач. Назначение метода в том, чтобы пробудить интерес школьника к решению поставленных вопросов.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, чтобы решать практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. Их в настоящее время создано достаточно много.
Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков.
Компьютерные программы – это «динамичные модели интеллектуальной деятельности человека» (В.П.Долматов). Будучи уникальным современным средством наглядности – «интерактивной наглядности», обеспечивающей учащемуся активное взаимодействие с динамическими таблицами, опорными схемами и сигналами, алгоритмами, - компьютер обладает способностью «выпукло», т. е. методически ярко, предъявить саму языковую наглядность, «материализовать» её с помощью цвета, графики, системы подчёркиваний, динамики изображения, эффекта мерцания и т.д. – всё это значительно облегчает восприятие и понимание.
Актуальность использования компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:
- программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно;
- задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажёрными, так и контрольными;
- есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка;
- в любое время учащийся может вспомнить теоретический материал.
- программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление или подобрать примеры к теме урока;
- помогают научиться делать фонетический, словообразовательный, морфологический и синтаксический разборы;
- программы дают возможность познакомиться с биографиями выдающихся ученых-лингвистов;
- имеются различного рода демонстрации, которые можно применять в качестве наглядного материала на всех этапах урока.
При объяснении нового материала я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Всякий урок должен иметь свой результат. Так для подведения итогов по изученному материалу я использую готовые электронные тесты, составляю сама или даю задание ученикам, которым очень нравится делать гиперактивные тесты (с отметкой правильного и неправильного ответа), использую различные обучающие программы-тренажеры: «Фраза», «Русский язык», «Энциклопедия русской литературы», «Как правильно говорить по-русски?» и другие.
Преимущество ИКТ – гибкость: можно использовать один и тот же материал как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы — это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.
И следует помнить, что компьютер и интерактивная доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя, от его заинтересованности в новых методах и технологиях обучения.
Список использованной литературы:
1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
2. Ларина И.Б. Опорный конспект в компьютерных программах по теме «Наречие как часть речи». Русский язык в школе. 2001. № 5. С. 17-21.
3. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. – Москва, 2006.
4. Скрябина О.А. Изучение местоимения как части речи с использованием ЭВМ. Русский язык в школе. 2001. № 6. С. 9-18.
Здравствуйте, полностью согласна с автором статьи. И всё же для учителя на первом месте остаётся доска и мел на уроках русского языка, текст художественного произведения - на уроках литературы, а потом уже ИКТ. /Зимина Надежда Васильевна/
ОтветитьУдалитьДобрый день. очень интересная статья. Из статьи видно. что учитель знает своё дело
ОтветитьУдалитьДобрый день. Очень полезная информация
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Спасибо автору за статью. Действительно, использование даже самых совершенных мультимедийных продуктов не может заменить живое общение на уроке. Но в реалиях нового тысячелетия использование достижений информационных технологий необходимо. /Алямкина Светлана Валентиновна/
ОтветитьУдалитьИспользование ИКТ становится необходимым для современного урока. Безусловно, на уроках русского языка и литературы перед учащимися останутся мел, доска, тетрадь и текст художественного произведения, но современные технологии позволяют в доступной форме визуализировать изучаемый материал. Спасибо за статью!
ОтветитьУдалитьСпасибо автору за полезный материал! Живое общение на уроках, ничто не может заменить!!!
ОтветитьУдалитьДобрый день! Согласна с автором статьи. Мультимедиа - это всего лишь инструмент для учителя и ученика , без которого мы уже не можем обойтись. Но чрезмерно увлекаться ИКТ, особенно на уроках литературы, я бы не советовала. Всё-таки литература - это искусство СЛОВА, и мы должны научить наших учеников говорить, как бы парадоксально это ни звучало...
ОтветитьУдалитьСпасибо! Но хотелось больше конкретики и даже практических советов. Использование ИКТ – неоспоримая очевидность.j
ОтветитьУдалитьСпасибо большое за интересную статью, очень пригодится.
ОтветитьУдалитьДобрый день. Да, сегодня невозможно проводить уроки без информационных технологий. Спасибо за интересную статью.
ОтветитьУдалитьИКТ-хорошие помощники для современного учителя, которые позволяют расширять горизонты урока, не требуя для этого особых временных затрат при подготовке к уроку.
ОтветитьУдалитьС уважением, Маркина Елена Николаевна.
Спасибо автору за столь профессиональное изложение информации! Полностью согласна с тем, что "компьютер и интерактивная доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя, от его заинтересованности в новых методах и технологиях обучения". Именно этого не хватало, на мой взгляд, ученикам, погруженным в дистанционное обучение в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в стране. Общение с учителем в онлайн-формате не может заменить прелести очного общения. У Снадиной Е.А. накоплен большой опыт использования цифрового дидактического материала на уроках, который используется ею, по всей видимости, весьма дозированно и грамотно. Поэтому хотелось бы подробнее ознакомиться с её опытом работы. Это пожелание уже для организаторов региональной конференции.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Спасибо автору за статью. Полностью согласна, что использование даже самых совершенных мультимедийных продуктов не может заменить живое общение на уроке.
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную и нужную информацию.Применение ИКТ объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
ОтветитьУдалить