Развитие речи детей посредством музыкальной и театрализованной деятельности

Конишева Е.И.,
воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «ЦРР-детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Центр развития ребенка-детский сад «Улыбка»
ms.mel2016@mail.ru


Аннотация

В докладе раскрывается метод речевого развития детей дошкольного возраста через театрализованную и музыкальную деятельность.

Ключевые слова

Театрализованные игры, музыкальная деятельность, речевое развитие, проект «Театр и дети».

Дошкольная образовательная организация - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Поэтому одной из ведущих задач, которую решают в детском саду, является развитие речи детей, так как овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Актуальность: в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Начиная работать в детском саду я заметила, что речевое развитие детей находится на низком уровне: дети плохо заучивали и рассказывали стихи, с трудом вели диалог, затруднялись с ответами на вопрос, некоторые дети не могли ответить на вопрос даже с опорой на картинку, многие дети были зажаты в общении, плохо шли на контакт.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может музыкальная и театрализованная деятельность. По моему мнению, данные средства являются эффективными для развития речи детей.

Почему именно театрализованная деятельность?

Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя различными средствами (вербальными, невербальными), она тесно связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, музыкальной игрой.

Как говорил Л. Макаренко: «Театр- это одно из самых любимых зрелищ дошкольников, который привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости».

В процессе театрализованной деятельности наиболее полно и ярко проявляется основной принцип обучения: учить играя. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь.

Более того полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, вера в свои силы повышают самооценку детей.

Музыкальный компонент театральных игр расширяет их развивающие и воспитательные возможности.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Для решения проблемы развития речи детей мною был разработан проект «Театр и дети». Он является долгосрочным, рассчитан на три года. Целью проекта является создание условий для речевого развития детей с использованием театрализованной и музыкальной деятельности.

Были поставлены следующие задачи:

1. Разнообразить предметно-развивающую среду;

2. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства путем использования мимики, жестов, голоса и т.д.;

3. Обогащать и активизировать словарь детей;

4. Совершенствовать интонационную выразительность речи;

5. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, логику речи, связную образную речь;

6. Знакомить детей с народными традициями;

7. Развивать память, мышление, воображение, внимание;

8. Совершенствовать работу с родителями по созданию различной бутафории и костюмов для театрализованной деятельности.

Работа по данному проекту началась с организации различных видов театра: бибабо, кукольный, настольный театр, театр на ложках, театр масок и другие. В свободной деятельности с детьми мы знакомились с этими видами театра, пробовали обыгрывать знакомые детям сказки. Сначала с моей помощью дети учились передавать образ героя сказки, разбирали каждого персонажа, обсуждали его: как он говорит, двигается. В дальнейшем дети уже сами пробовали показать сказки, проигрывали небольшие спектакли на группе.

Был организован книжный уголок «Мир сказок», в котором помимо печатных книг находятся и книги сказок, созданные самими детьми.

Как это происходит? Подгруппе детей раздаются атрибуты для создания книги: шаблоны книги с пустыми страницами, иллюстрации к книге (деревья, дорога, домики для персонажей и т.д.), картинки персонажей. С помощью наводящих вопросов воспитателя дети выбирают главного персонажа сказки из представленных. Далее главному герою дается имя. Дети описывают характер персонажа, его внешность. Далее дети придумывают, где живет главный герой, с кем он дружит, что с ним случилось, как друзья помогли ему и т.д. Воспитатель записывает всю сказку в шаблон книги, а дети вклеивают картинки, иллюстрации к сказке. Дети сами украшают свою книгу, создавая неповторимую обложку, после чего мы с ними обыгрываем их произведения. В процессе этого у детей развивается связная речь, мелкая моторика, воображение, мышление, память, формируется умение договариваться между собой, умение слушать и прислушиваться к мнению другого, умение работать в коллективе.

Данная работа может вестись и индивидуально, с ребенком, у которого есть наибольшие затруднения в связной речи.

В процессе реализации проекта мною были разработаны различные интерактивные игры для воспитанников, направленные на формирование умения выстраивать связное высказывание, формирование умения выстраивать причинно-следственные связи, направленные на обогащение словарного запаса, развитие мышления и памяти.

Также для формирования четкого произношения звуков, исправления речевых недостатков, я создаю для детей музыкальные речевые распевки и попевки, которые мы с детьми поем и в свободной деятельности (группой или индивидуально) и во время непосредственной образовательной деятельности. Музыкальная деятельность является эффективной формой работы по развитию речи дошкольников. Она способствует совершенствованию всех компонентов устной речи, развитию свободного общения детей со взрослыми и сверстниками.

Для детей организована театральная мастерская, в которой они учатся создавать театральные куклы, декорации. Отлично налажена работа по данному направлению с родителями. Родители с удовольствием принимают участие в подготовке к театральным представлениям, помогают создать декорации, костюмы.

Музыкально-театрализованная деятельность стала неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы на группе. Она используется как в свободной совместной деятельности воспитателя и детей, так и при проведении организованной образовательной деятельности. Обязательным компонентом музыкально-театрализованной деятельности являются дыхательная, речевая и артикуляционная гимнастики.

Хотелось бы еще отметить, что основным направлением работы нашего детского сада является духовно-нравственное развитие. Поэтому при подборе сказок для театральных постановок мы ориентируемся на произведения, которые помогают усвоению детьми таких ценностей как милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление к добру и неприятие зла («Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка», рассказы Ушинского, «Колобок» и другие). Через сказки, через специально организованную предметно-развивающую среду происходит знакомство детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями). Совместно с детьми был изготовлен макет русской избы, проводятся экскурсии в музей детского сада «Наша малая Родина», где представлен русский и мордовский народный быт.

Систематическое использование различных форм театрализованной деятельности привело к следующим результатам:

- дети умеют строить диалог;

- у детей увеличился словарный запас;

- речь детей стала более выразительной, интонированной;

- дети приобрели уверенность в себе;

- дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения;

- дети умеют составлять сказки по картинкам;

- дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение);

- дети могут запомнить и описать любимого героя;

-налажена работа с родителями по изготовлению атрибутов, костюмов и декораций для театральных постановок.

Также итогом первого года работы по проекту стали постановки спектаклей:

«Муха –Цокотуха на новый лад», «Волк и семеро козлят», «Восточная сказка по мотивам произведения «Старик Хоттабыч», «Под грибом».

Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью музыкально- театрализованных игр и постановок можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу я вижу в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение и применение на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, вовлекать родителей в постановку спектаклей, усложнить репертуар постановок.



Список литературы:

1 Развитие речи детей через театрализованную деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doshkolnik.ru/teatr/1913-metodicheskaya-razrabotka-na-temu-razvitie-rechi-doshkolnikov-cherez-teatralizovannuyu-deyatelnost.html.

2. Парамонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей / Издательство: Детство‐Пресс, 2012 год, 176 стр.

3. Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/08/19/razvitie-rechi-detey-posredstvom-teatralizovannoy-deyatelnosti.

5. Развитие речи дошкольников 4-5 лет [Электронный ресурс]. – https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-rechi-doshkolnikov-4-5-let-sredstvami-teatralizovanoi-dejatelnosti.html.

Комментарии