Развитие навыка чтения – одно из важнейших средств формирования личности

Киреева Альбина Андреевна,
Учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2"

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».
В. А. Сухомлинский


Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но находить и осмысливать нужную информацию.

Чтение - один из основных видов получения информации. Человек не может быть интересным и сильным без внутреннего богатства и широкого кругозора. А способа обогатить себя, не читая книг пока еще не придумано. Навык чтения становится не роскошью, а подлинной необходимостью, и его развитие по сей день считается одной из важнейших задач педагогов начального звена.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заметил: «Мы долгое время были одной из самых читающих стран мира. Надо прямо сказать: есть опасность, что этот статус мы можем утратить. По данным социологов, у нас растет число людей, которые вообще не читают книг. Ни бумажных, ни электронных. Никаких. И это, конечно, очень тревожный факт!».

Сегодня мы с вами должны найти пути приобщения детей к чтению.

- Зачем, спросят многие? В наш век информационных технологий, тотального наступления Интернет, экран становится главным воспитателем ребенка. Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них.

1. Отставание в развитии речи, т. к. дети позже начинают говорить,

их речь бедна и примитивна. Специальные исследования показали, что в наше время 25% 7- летних ребят страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние 30 лет, число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз.

2.Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

4. Повышение детской жестокости и агрессивности. Подростки бьют друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой -то цели, а просто так, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

Сказанное мной выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. Однако предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами 9 -летнего возраста, когда ребята уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.

“Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. Я согласна с высказыванием А. П. Чехова: «Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг». Ведь приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:

- защищаем его душу;- питаем ум и сердце;- побуждаем к самосознанию;

- содействуем творческой самореализации личности и ее жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

Я хочу рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд, резервы обучения по совершенствованию навыков чтения:
Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

«Жужжащее чтение» – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.

Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением.

«Чтение строчек с прикрытой нижней половиной». Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д.

«Чтение строчек с прикрытой верхней половиной». Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, школьник, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта.

«Поиск в тексте заданных слов». Задаются одно – три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем – на слух. Отыскав слова, ребенок их подчеркивает или обводит кружком.

«Произнеси быстро». Дается предложение или строфа стихотворения, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно.

В своей работе использую упражнениями из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко:

1.Многократное чтение.

2.Чтение в темпе скороговорки.

3.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

4.Упражнения для развития угла зрения.


а) чтение первого и последнего слогов на строке.

б) использование таблицы Шульте.


5. Упражнение “Бросок – засечка”.Дети кладут руки на колени и начинают читать вслух текст по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

6. Для повышения скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме, с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения). Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке чтения.

7.Для распределения и концентрация внимания применяется упражнение “Спринт”. Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. К доске выходят 2-3 ученика, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Систематическое проведение таких упражнений:

  • развивает интерес к процессу чтения; 
  • снимает эмоциональное напряжение и тревожность (особенно у детей, читающих с низкой скоростью); 
  • расширяет оперативное поле чтения;  
  • совершенствует восприятие текста, развивает догадку; 
  • способствует преодолению трудностей прочтения и понимания текста; 
  • развивает внимание и память.
Развитие навыков чтения будет эффективным, если проводить эти упражнения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их. Все эти упражнения помогли повысить технику чтения, дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, повысилась успеваемость.



Литература:

1. Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. // Начальная школа. 1994. №8

2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 1990. №8. с.с. 52-62.

4. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.

5. Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.

6. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.

7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.

Комментарии

  1. Тема очень важная и всегда актуальная!

    ОтветитьУдалить
  2. Полезная информация, буду применять на уроки ваши методы.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень актуальная тема, интересные упражнения. Обязательно буду применять на уроках.

    ОтветитьУдалить
  4. Тема актуальная и очень полезная! Как МС буду применять на уроках,обязательно!

    ОтветитьУдалить
  5. К сожалению, темп чтения современных школьников иногда оставляет желать лучшего... Упражнения интересные, некоторые из них я уже применяю, другие буду внедрять в работу и рекомендовать родителям учеников(в частности, чтение перед сном). Спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
  6. Альбина Андреевна, спасибо за подробное и интересное рассмотрение такой важной темы.

    ОтветитьУдалить
  7. Альбина Андреевна, спасибо за статью! Всё подробно и конкретно. Действительно, чтение в основе всего обучения.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за интересную информацию. Формирование читательской компетенции является одной из приоритетных задач нашей работы. Формы работы, предложенные автором статьи, заслуживают внимания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С уважением, Татьяна Валерьевна Мардаева

      Удалить
  9. Я учитель русского языка и литературы в старших классах, но мне информация все равно была интересной. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Альбина Андреевна , за интересные методики и упражнения по повышению техники и качества чтения, согласна с вами, что работа должна быть системной и постоянной в данном направлении, с уважением Вертилецкая Инга Геннадьевна

      Удалить
  10. Дети любят читать книги тогда, когда видят читающих родителей, когда в доме есть личные библиотеки. К сожалению, это характерно не для многих современных семей. Считаю, что при отработке скорости чтения важно учитывать, понимает ли ребенок прочитанное.
    С уважением, Маркина Елена Николаевна.

    ОтветитьУдалить
  11. «Когда я как владелец малого бизнеса в сложной ситуации подавал заявку на ссуду для покупки своего здания, обычные банки сказали, что не могут мне помочь. Г-н Бенджамин, кредитный специалист, сел со мной, выслушал мою ситуацию и решил, что я стою рискуем. Вот и мы, 5 лет спустя, и я только что продлил свой кредит еще на 7 лет. Я не смог бы купить свое здание без помощи г-на Бенджамина, и буду им навсегда обязан им за то, что они дали мне шанс, когда никто другой не стал бы ".
    Я порекомендую вам связаться с кредитным специалистом г-ном Беном по приведенной ниже информации, если вам понадобится финансовая помощь. Г-н Бен Контактное лицо Whats-App: + 1-989-394-3740, а также электронная почта: 247officedept@gmail.com

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий