Уроки литературного чтения и русского языка в начальной школе как средство поликультурного воспитания младшего школьника

Л.В.Овчинникова, Учитель начальных классов МОУ «Гимназия №19», г. Саранск

Нашу работу по поликультурному воспитанию мы планируем тогда, когда пишем тематическое планирование. И рядом с темой урока мы записываем тему, которая будет отображать поликультурный компонент.
Может быть любой предмет. Будь то русский язык, литературное чтение, технология или окружающий мир. Сегодня я хочу поделиться опытом этнокультурного воспитания на уроках русского языка и литературного чтения.

Любить свой край - значит знать о нём всё: культуру, многовековые традиции и обычаи. Я работаю в гимназии полиэтнического направления. Особое внимание уделяю изучению культуры Мордовии на уроках русского языка и литературного чтения.

Мордовский край красив, богат. В нем жили и живут, творили и творят умные и талантливые люди. Созданные ими произведения искусства должны представлять для каждого из нас особую ценность, поскольку причастны к мордовской земле, нашей Родине.

Урок чтения начинается с урока мира, на котором мы обязательно говорим о своей Родине, о месте, где родились и живём, о своём городе, о любимой гимназии.

На уроках обучения грамоте в 1 классе мы обязательно включаем фрагменты поликультурного воспитания. Например, изучаем букву Лл, можем назвать слово лиса. Спрашиваю, что общего между этим животным и нашим городом. Если дети не знают, объясняю, что лиса является символом Республики Мордовия и города Саранска. Раньше лисица символизировала богатство окрестных лесов ценными пушными зверями и охотничий промысел. Сейчас для Саранска и его жителей лиса — это символ ума, богатства и предприимчивости. При изучении буквы Сс, мы подчёркиваем, что с этой буквы начинается город, который является столицей нашей республики. Иногда на уроке достаточно уделить несколько минут для этнокультурного воспитания, но это очень важно. И таких фрагментов может быть на каждом уроке обучения грамоте.

Одним из источников и средств поликультурного воспитания на уроках литературного чтения являются фольклорные произведения. На уроках изучения устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

Устное народное творчество мордвы возникло в глубокой древности и предшествовало развитию литературы. Через произведения устного народного творчества от поколения к поколению передавалась духовная культура народа.

В сказках отражены труд и быт народов в условиях суровой природы, мечты о победе над стихией, над злом. В них прославляются мужество, находчивость, упорство, мастерство человека, выражен народный оптимизм. В мордовских народных сказках мораль всегда справедлива, осуждает глупость, жестокость, об этом свидетельствуют народные сказки. Это такие сказки как: «Сыре – Варда», «Дуболго Пичай», «Портной, медведь, чёрт и Вирява»и другие.

Познакомившись с героями и образами русских народных сказок, поняв их структуру, символику, учащиеся на деле убеждаются в справедливости утверждения о единстве сказочного мира и законах построения сказок. На уроке внеклассного чтения «Сказки народов России» учащиеся, знакомясь с мордовскими сказками и сказкой других народов, приходят к выводу, что все народы, независимо от национальной принадлежности, стремятся к счастью, ценят добро, взаимопомощь, трудолюбие и смекалку. В качестве домашнего задания учащимся предлагалось составить рассказ на тему "Почему в сказках разных народов представления об идеалах сходны?” или составить словарик со словами, отражающими высокие моральные качества людей.

Прививая детям интерес к мордовской культуре, мы углубляем, развиваем у них чувство патриотизма, понятие о том, как должна быть дорога каждому человеку Родина, как ее надо беречь, укреплять, защищать.

Наиболее эффективной образовательной и воспитательной работой на уроках является сопоставление произведений русских и мордовских писателей и поэтов. Сравниваем, как поэты описывают природу, красоту своего края.

Например, строки Ф. Тютчева

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.


Читаем строки из стихотворения нашего земляка Максима Бебана «Осенний пейзаж»:

Осень, как царевна в позолоте,
по-своему бодра и весела.
Смотри, как старый клён, что на отлёте,
со всех боков, шутница, подожгла.


После того, как мы разобрали оба стихотворения, рассуждаем, что общего между этими произведениями. Конечно, это любовь к природе, наблюдение за всем происходящим. В строках стихотворения отмечается тонкое чувство прекрасного, любовь к своей Родине.

Перед изучением произведений разных авторов, обязательно готовим сообщения об их биографии. Замечаем, что это люди разных национальностей. Тютчев - русский, Бебан - мордвин. Авторы жили в разных местах, но у них одна Родина - Россия, а Мордовия - часть нашей матушки России, которую они одинаково любили, восхищались ею, ей посвящали свои произведения, которые мы с интересом читаем сегодня. Благодаря своему творчеству, они учат нас так же, как и они, любить свою природу, свою малую и большую Родину.

В системе обучения и воспитания подрастающего поколения литературное чтение как учебный предмет занимает особое место. Именно на уроках литературного чтения наиболее интенсивно формируются нравственные и эстетические идеалы школьников.

Информацию всех без исключения разделов учебника по литературному чтению можно дополнить сведениями, которые раскрывают богатство, многообразие культуры Мордовии.

Поликультурное воспитание на уроках литературы занимает очень важное место. Только при таком подходе к изучению литературы можно сформировать у ученика глобальное понимание исторической и межкультурной ценности каждой нации, каждого народа и каждой отдельно взятой личности.

Уроки русского языка проводим, также привлекая дополнительный материал. Например, предлагаю учащимся для составления предложений или для написания сочинений-миниатюр следующие темы: «Мой край Мордовия моя», «Мой город», «Осень в нашем крае». Можно использовать краеведческий материал о Республике Мордовия, о Саранске, стихи мордовских поэтов о родном крае (Н. Эркая, С. Кинякина.)

Программой предусмотрено немало сочинений по картинам. На таких уроках провожу беседы о художественной культуре республики, знакомлю с картинами самобытных мордовских художников Ф.В.Сычкова, В.А.Попкова. Данная работа поможет учащимся заинтересоваться культурой родного края, увидеть красоту нашей Родины, открыть ее для себя, полюбить.

Например, тема: «Парные звонкие и глухие согласные».

-На экране четверостишие из стихотворения Плотниковой Раисы Алексеевны. Она является автором песен. Она сама пишет для песен стихи и музыку. Это прабабушка Вики Шороховой. Она пишет о своём городе, о посёлке Ялга, о Мордовии, о родном крае. Песни на эрзянском и русском языках.

Сердце Мордовии - горо… Саранск
Раскинулся ты во всю ширь:
Свет твоих окон, нам доро… он и вдали
Желаю тебе цв…сти и расти! 

 
- С чем автор сравнивает Саранск? (с сердцем)
-Почему? Сердце-главный орган человека, а Саранск- главный город, столица.
-Значит, есть и другие города? Назовите их.
(Рузаевка, Темников, Краснослободск, Ардатов, Инсар, Ковылкино)
Задание: вставь пропущенную букву, устно подбери проверочное слово. Это фрагмент урока с поликультурным компонентом.
Тема: «Главные члены предложения».
 

Ветер гонит листву торопливо,
И елтеет ковёр луговой,
И свисают плакучие ивы
Одиноко над тихой рекой.


- Что можно сказать о человеке, написавшем это произведение? ( Это человек, который любит природу, наблюдает за всем происходящим, кто очень любит свою Родину)

-Как красив русский язык! С помощью слов поэт написал картину осени.

- Художники их пишут с помощью красок, а поэты владеют мастерством языка.

- Мастером языка можно назвать мордовского поэта Ивана Григорьевича Осьмухина, который написал эти строки.

Задание: из этого четверостишия выпишите грамматические основы предложений.

-Я работаю по программе УМК «Начальная школа 21 века». По нашей программе очень хорошо даётся фонетика. На каждом уроке русского языка мы с детьми выполняем транскрипцию. Дети любят это задание и с удовольствием выполняют. Для этого задания я включаю слова, связанные с нашей республикой: Мордовия, Саранск, театр. Я спрашиваю, какие театры есть в нашем городе. Слово улица, спрашиваю, какие улицы расположены рядом с гимназией.

Уроки русского языка и литературного чтения позволяют влиять на чувства детей эмоциональном текстом, задушевным словом учителя, взволнованным сочинением, отзывом о кинофильме, спектакле или прочитанной книге. Дети обязательно должны почувствовать неразделимую связь с родной землей.

Ведущими формами реализации основных направлений учебно-воспитательного процесса могут являться уроки-игры, уроки-путешествия, внеклассные мероприятия, классные часы. Большим потенциалом в решении данной проблемы обладает внеурочная деятельность младших школьников.

Проводим увлекательные уроки-экскурсии в музеи Саранска, библиотеки, по улицам города, в парки.

Прививая детям интерес к мордовской культуре, мы углубляем, развиваем у них чувство патриотизма, понятие о том, как должна быть дорога каждому человеку Родина, как ее надо беречь, укреплять, защищать.

Также я являюсь автором программ по внеурочной деятельности рекомендованых для общеобразовательных учреждений Республики Мордовия. «Любительский театр, праздники» для учащихся 1-х классов, где предусмотрена не только работа над театральной игрой, но и знакомство с разными видами театра, в том числе с Мордовским национальным театром.

В рамках данной программы включила мордовские народные сказки, произведения мордовских авторов (А. Пудин "В пустом доме люди», К. Абрамов "Далекий гость", В. Мишанина "Куйгорож").

Приобщение детей к мордовскому национальному искусству позволит им усвоить нравственные и эстетические идеалы своего народа, повысит их национальное самосознание, будет способствовать сохранению и развитию национальных традиций.

Знакомя детей с мордовскими пьесами о природе, с произведениями писателей Мордовии о родном крае, я стараюсь подчеркивать необходимость любить и уважать свою Родину, бережно относиться к природе родного края. Знакомство учащихся с биографиями мордовских писателей позволяет понять им, что все известные наши земляки неустанно трудились и трудятся на благо нашей республики, стремятся к ее процветанию. Показывая взаимосвязь русского, мордовского театрального искусства, искусства народов, населяющих республику, я подчеркиваю древние корни добрососедских отношений разных народов, взаимосвязь их культур.

Для работы по внеурочной деятельности нами разработана программа «Подвижные народные игры». Данная программа направлена на физическое воспитание и на формирование толерантности. Прежде чем начать разучивать игру одного из народов, мы знакомились с особенностями быта, его традициями, обычаями, культурой. У детей появилось представление о том, что в мире уживается большое количество национальностей и что нужно уважительно относиться ко всем, жить в мире и согласии. Важно формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к своей стране, её культуре и наследию.

Таким образом, этнокультурный компонент на уроках и во внеурочное время формирует положительное отношение к языку, истории, культуре своего народа, чувство гордости за свой народ, а также чувство уважения и толерантности к представителям других народов. Конечно же, эта работа продолжается в нашей гимназии в среднем и старшем звене.



Литература:

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989. – 246 с.

2. Басова А.П. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников [Текст]: Автореф. дне. .к-та пед. наук А.П. Басова. Кострома, 2002. 26 с.

3. Макаев В.В. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. C. 6–9.

4. Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.

Комментарии

  1. Согласна с вами, этнокультуроведческий компонент как на уроках, так и во внеурочное время является инструментом познания национальной культуры и самореализации в ней , поскольку формирует положительное отношение к языку, истории, культуре своего народа, чувство гордости за свой народ, а также чувство уважения и толерантности к культуре других народов. С уважением Вертилецкая Инга Геннадьевна

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий