Использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы

Матренина Н.В.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г. Рузаевка


Краткая аннотация: в докладе рассматривается актуальность использования диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы, приводятся примеры упражнений в рамках указанной технологии.

Ключевые слова: коммуникативные способности, учебная ситуация, педагогический диалог, диалоговые технологии.

Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития общества, предъявляют особые требования к профессиональным и личностным качествам учителя.

Каким мы видим современного учителя русского языка и литературы? Перед нами педагог, обладающий высоким уровнем научно-теоретической подготовки, владеющий системой современных педагогических методов и технологий, активно использующий новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.

Следует отметить, что русский язык и литература являются прикладными и жизненно важными дисциплинами. Именно в рамках этих предметов развиваются коммуникативные способности и установка на их использование.

Под термином «коммуникативные способности» подразумевается способность человека понимать других людей, правдивость, культура речи, адекватность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность.

Задача современного учителя – словесника так сформировать учебную ситуацию, чтобы она помогла развитию коммуникативных способностей обучающегося.

В основе всего вышеназванного лежит диалог. Понятие «диалог» рассматривается широко. В педагогике данный термин подразумевает общение, выполняющее различные функции: информационную, мотивационную, регулирующую и др. Самое главное, что сущность педагогического диалога раскрывается в ситуации общения учителя и ученика. В современном мире, погруженном в виртуальное пространство, это особенно важно.

Диалоговые технологии представляют собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса обучающихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.

В процессе педагогического диалога раскрываются те особенности учеников, которые порой бывают скрыты от учителя.

Учитель и ученик ищут истину вместе. Такой способ взаимодействия позволяет максимально раскрыться интеллектуальному и творческому потенциалу ребенка.

Следует отметить, что организация занятий с использованием диалога – это серьезная и хорошо продуманная деятельность педагога. Уроки русского языка и литературы обладают в этом отношении широкими возможностями.

Например, упражнение «Список известной информации» в начале урока побуждает учеников вспомнить все, что им известно по изучаемому вопросу. Обучающиеся получают задание и методом мозгового штурма составляют список того, что они знают. В данной ситуации можно работать индивидуально с каждым обучающимся, можно дать задание парам, группам. Важно, чтобы учитель выступал в роли проводника, побуждая учеников к размышлению и рассуждению.

Начать урок можно с «Волшебной коробочки», используя этот прием разными способами.

Если содержимое коробочки неизвестно, то ученики пробуют ответить на вопрос: «Что в коробочке?», угадывая предмет по описанию учителя. Это может быть портрет писателя, фотография, предметы - символы - всё, что соответствует тематике урока. Например, в 6 классе на уроке литературы, перед изучением баллады Ф.Шиллера «Перчатка», ребята обнаружили в коробочке перчатку. Выяснили, что знают об этом предмете. Знатоки истории рассказали классу о том, что самые древние перчатки были обнаружены археологами в гробнице египетского фараона Тутанхамона, поведали о важности этого аксессуара в Средневековье. Любители моды вспомнили об определенном своде правил ношения перчаток и т.д. Безусловно, после такого предисловия все с нетерпением ожидали чтения баллады Шиллера, предугадывая сюжет.

В 7 классе на первом уроке русского языка в нашей коробочке оказалась пазлы с названиями профессий и яркая карточка с вопросом: «В каких профессиях востребованы знания русского языка?» Отвечая на данный вопрос, ребята собирали пазлы, убеждаясь в необходимости и актуальности изучения русского языка.

Если тема урока известна ученикам, то коробочка может содержать несколько предметов, картинок или карточек, связь между которыми ребята должны попытаться объяснить.

Интересно ведение обучающимися различных записей по изучаемой теме (дневников, анкет, бортовых журналов, страничек интересных слов и т.д.) и активное обсуждение данных творческих заметок.

Одно из любимых упражнений ребят на уроках русского языка – «Сложная цепочка». Обучающийся придумывает пример на заданную тему (чередующиеся корни, непроизносимые согласные и т.д.), диктует данное слово, а объясняет другой ученик. Так проверяется знание правила, объяснение орфограммы, формируется умение приводить собственные примеры.

На уроках литературы ребятам нравится самостоятельно составлять вопросы по тексту. В конце урока можно выбрать самый интересный вопрос. Это стимулирует внимательно читать, детально анализировать произведение.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации может проходить индивидуально, в парах, в группах. На данном этапе обучающиеся заполняют кластеры и таблицы, составляют синквейны и интеллект – карты, формируют лепбуки, обсуждают полученную информацию на круглых столах, семинарах и конференциях.

Дистанционное обучение в 4 четверти 2019 – 2020 года показало важность перехода в новый формат деятельности. Занимаясь с ребятами онлайн, я старалась найти новые формы взаимодействия. В данном случае использование диалоговых технологий вышло на первый план. Изучение новых тем проходило онлайн через сервисы Zoom, Duo и «Виртуальный урок» на сайте Учи.ру. Закрепление изученного материала старались проводить необычно. Играли в литературные и языковые фанты (посредством WhatsАpp), использовали прием «Алфавит», посещали виртуальные экскурсии, писали друг другу письма на заданную тематику, проводили уроки – беседы и уроки – конференции. Самое главное – много беседовали. Наши диалоги вышли на новый уровень, в центре которого - сотворчество, сопереживание, взаимообогащение учителя и ученика.

«Воплощение идей диалога в педагогическую практику – дело весьма сложное, и оно требует не «рецептурного» воспроизведения в действительности тех или иных приемов, а мастерского овладения каждой новой ситуацией по-новому», - верно отметила доктор педагогических наук, профессор, С.В.Белова.

Грамотное использование диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы делают их интересными, насыщенными, качественными, результативными, повышают мотивацию к обучению.



Список использованной литературы

1.Бударникова Л.В., Школа молодого учителя/ Л.В.Бударникова, В.В.Гордеева, Т.В.Хуртова; Волгоград: Учитель, 2007. — 139 с.

2.Горбич О.И. Диалоговые технологии обучения русскому языку [Электронный ресурс] / О.И.Горбич - М.; URL: https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200902201 (датаобращения 30.05.2020).

3.Коротаева Е.В. Основы педагогических взаимодействий : учеб. пособие / Е.В.Коротаева. М. - Берлин: Изд–во Директ-Медиа, 2014. — 160 с.

4. Блог учителя русского языка и литературы https://instagram.com/sinie_zanaveski?igshid=1g60cbc5ywt3v

Комментарии

  1. Как приятно было читать Ваш материал, автор. Он подталкивает на новые поиски интересных материалов. Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
  2. Рассматривая понятие «диалог», мы обращаемся к авторитетным мнениям учёных. М.М.Бахтин, русский философ, культуролог, литературовед, считал, что всё живое взаимосвязано, и поэтому диалог создаёт новое понимание для ситуаций, которые требуют изменения. По Бахтину, существует два взаимосвязанных значения понятия «диалог». Первое, более общее, – диалог как некоторая общечеловеческая реальность, условие формирования сознания человека. Второе, более узкое, – диалог как событие общения человека. Паулу Фрейре, бразильский педагог, развивал идею диалога как метода педагогики.
    Из статьи учителя русского языка и литературы Н.В.Матрениной мы видим, что педагогу, организуя учебный диалог, важно учитывать оба значения этого понятия. Ценно и то, что автор статьи описывает приёмы и техники, позволяющие учащимся развивать умение вести диалог как на личностном уровне (диалог с собственным Я), так и на межличностном (Я и другой).

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю за материал, который очень полезен! Обязательно буду использовать на практике!

    ОтветитьУдалить
  4. Статья очень актуальная! Действительно, в современной школе изменяется роль учителя: он не просто передает знания по изучаемому предмету, а становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, т.е. ведет диалог, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

    ОтветитьУдалить
  5. Возможности диалога заключаются прежде всего в умении слышать другого. И как замечательно, когда учитель услышит ученика, можно даже и пойти за увлечениями, интересами ребенка, решая предметную задачу. Вы замечательно это показали на примерах, которые можно использовать в чистоте, а можно преобразовать.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. В статье рассмотрены необычайно актуальные на современных уроках русского языка и литературы приёмы работы. Указанные упражнения могут быть использованы на разных этапах урока ( этап мотивации, актуализация знаний- "Список известной информации", "Волшебная коробочка", воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, закрепление изученного материала- "Сложная цепочка" и т.д.). Спасибо за интересный материал!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за актуальный и интересный материал.

    ОтветитьУдалить
  9. Важно на уроках развивать коммуникативную компетентность, для этого автор статьи использует диалоговые технологии.Попробую применить на своих уроках её приёмы ("Волшебная коробочка", "Сложная цепочка")

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо автору статьи за интересный материал, за конкретные примеры упражнений. Действительно, сегодня очень важно вести диалог со своими учениками, прислушиваться к их мнению и даже требованиям. Это необходимо, чтобы добиться главной нашей цели - воспитание Человека.

    ОтветитьУдалить
  11. Материал в статье изложен конкретно и доступно. В условиях введения новых образовательных стандартов диалоговые технологии очень актуальны. Новый материал с использованием данных технологий даётся обучающимся не в готовом виде, а выводится в процессе взаимодействия учителя и учащихся. Педагог лишь направляет учеников к нужным выводам. Ценно то, что в докладе грамотно сочетаются теоретические воззрения с конкретными примерами. Статья очень полезная.

    ОтветитьУдалить
  12. Упомянутые Вами приемы, которые Вы используете, будут очень интересны современным школьникам. Спасибо за интересный материал, обязательно применю.

    ОтветитьУдалить
  13. Очень интересные приемы для школьников. Спасибо за материал,обязательно воспользуюсь им.

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо за интересный материал! Безусловно, согласна с тем, что успех урока с использованием диалоговых технологий заключается в его необычности. При этом знания не даются в готовом виде, а открываются в сотрудничестве учеников и учителя.

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо автору за полезный и интересный материал. Согласна с вами, что в 4 четверти диалог вышел на новый уровень, в центре которого осталось все то же сотворчество и взаимообогащение ученика и учителя. Буду использовать описанные приемы в работе!

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо! С такой любовью к работе со школьниками представлен этот материал. А о диалоге на уроке литературы я бы посоветовала монографию С.П. Лавлинского

    ОтветитьУдалить
  17. Действительно, сегодня очень важно вести диалог со своими учениками, прислушиваться к их мнению и даже требованиям.

    ОтветитьУдалить
  18. Спасибо за рассказ о своем опыте работы с диалоговыми технологиями, считаю, что сегодня именно этого и ждут от нас ученики, когда приходят на урок литературы.Детям нравится находить свои версии ответов на сложные жизненные вопросы, а учителям подбрасывать интересные вопросы.
    С уважением, Маркина Елена Николаевна.

    ОтветитьУдалить
  19. Уважаемые коллеги, благодарю за комментарии!
    Буду рада, если предложенный практический материал вам пригодится.
    Обязательно воспользуюсь вашими рекомендациями.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  20. «Когда я как владелец малого бизнеса в сложной ситуации подавал заявку на ссуду для покупки своего здания, обычные банки сказали, что не могут мне помочь. Г-н Бенджамин, кредитный специалист, сел со мной, выслушал мою ситуацию и решил, что я стою рискуем. Вот и мы, 5 лет спустя, и я только что продлил свой кредит еще на 7 лет. Я не смог бы купить свое здание без помощи г-на Бенджамина, и буду им навсегда обязан им за то, что они дали мне шанс, когда никто другой не стал бы ".
    Я порекомендую вам связаться с кредитным специалистом г-ном Беном по приведенной ниже информации, если вам понадобится финансовая помощь. Г-н Бен Контактное лицо Whats-App: + 1-989-394-3740, а также электронная почта: 247officedept@gmail.com

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий