Роль сказки в развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста
Мазанова Елена Борисовна,
воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
mazanova.elena2017@yandex.ru
Современные дети – это дети гаджетов, это цифровые дети с новым мышлением и иным мировоззрением, чем было даже несколько десятков лет назад. Часто мы можем наблюдать ситуацию, когда ребенок по позволению взрослых большое количество времени проводит за компьютером, отстраняется от родителей, сверстников и общества, при этом создает свой виртуальный мир, в котором чувствует себя комфортно. Когда же возникает ситуация, требующая диалога со сверстниками, взрослыми, то он испытывает стресс, замыкается. Он не может сформулировать предложение, затрудняется высказать мысль, поговорить на определенную тему и, чем становится старше, тем более сложнее ему это сделать.
Как известно, дошкольное детство, а именно старший дошкольный возраст наиболее сенситивный для развития речи и формирования коммуникативных способностей. Поэтому именно на данном временном отрезке необходимо отдавать должное внимание, создавать условия для развития у ребенка умения общаться, дискуссировать, ограничивая гаджеты. Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт;
- умение организовать общение;
- знание норм и правил при общении.
Реализация поставленных задач по формированию коммуникативных способностей ведется в детском саду по трём основным направлениям:
- ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, слушание сказок в аудиозаписи, просмотр сказок-мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям);
- сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды);
- театрализация – проигрывание эпизодов сказок (упражнения на ритмизацию, пантомимические этюды, игры-беседы с куклами, героями сказки).
Занятия по формированию коммуникативных способностей и качеств направлены на:
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
- позитивное отношение к другим детям, даже если они совсем «другие»;
- умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Одним из доступных способов по развитию коммуникативных способностей у старших дошкольников является обучение изложению сказки. Сказки представляют собой одно из древних средств нравственного, эстетического воспитания, формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества, умение взаимодействовать друг с другом. Сказка – это то общение, которое больше всего понятно ребенку, она не только воспитывает, но и помогает избежать многих конфликтных ситуаций. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше сказок, а чтобы он умел действовать и решать проблемы в любой ситуации, договариваться и находить компромиссы.
Процесс усвоения сказки начинается с ее чтения и обсуждения. Причем в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, то есть все, что он говорит, не должно подвергаться осуждению. При подготовке к чтению предварительно педагог может провести беседу, показать иллюстрации. После прочтения у ребенка возникает обратная эмоциональная связь, появляется свое отношение к персонажам, на основе которого и формируются связи с другими людьми, то есть процесс коммуникации.
Детская сказка предлагает образы, с помощью которых усваиваются жизненные ситуации. Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят, учатся принимать на себя качества персонажей: лиса – хитрая, сообразительная, находчивая; волк – страшный, глупый и злой; заяц – трусливый. Для того, чтобы сказка помогла сформировать образы героев для детей дошкольного возраста, она должна быть наглядной. Ведь известно, что в этом возрасте все психологические процессы находятся в начальном развитии, требуют стимульного подтверждения. Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Поэтому для полноценного восприятия сказки педагогу необходимо создать предметно-развивающую среду, пополнить картотеку иллюстрациями, обогатить книжный уголок.
Работа по развитию коммуникативных навыков через сказку может включать
такие виды деятельности, как:
- чтение и рассказ сказки, ее обсуждение;
- драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях; можно придумать и выбрать отрывок из сказки, наиболее значимый, по мнению детей, проиграть его по ролям, рассказать друг другу;
- игры-беседы с куклами (персонажи из сказок, с которыми будет происходить общение); внесение кукол способствует проявлению речевой инициативы детьми, развитию творческого воображения;
- презентации по сказкам (игры «Угадай, что за сказка», «опиши ситуацию»);
- создание и озвучивание немых мультфильмов (предлагается небольшой сюжет из сказки без звука, детям необходимо озвучить персонажей и использовать нужную интонацию и голосовую модуляцию);
- использование различных видов театра (кукольный театр, театр на ладошке, песочный театр, театр восковых фигур и др.); такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок;
- настольные и дидактические игры со сказочными сюжетами (кубики-перевертыши, вкладыши, пазлы, домино);
- интервью (выбирается сюжет и проводится игра «Вопрос-ответ», уточняется характер героев и дается оценка их поступков); этот вариант дает возможность порассуждать ребенку и поставить себя на место героя из сказки;
- продуктивная деятельность (проводится в течение цикла занятий, в процессе которой дети самостоятельно изготавливают героев из выбранной сказки и обыгрывают их) и др.
Приемов по развитию коммуникативных качеств достаточно, важно использовать те, которые наиболее доступны и интересны детям с учетом их индивидуальных особенностей, а также особенностей детского коллектива. Сказка – незаменимый инструмент формирования коммуникативных способностей, помогающая раздвинуть границы реального мира. Ребенок становится не просто слушателем, а активным действующим лицом. В процессе такой деятельности появляется незаменимый опыт общения и взаимодействия с окружающей действительностью.
Список литературы:
1 Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. – СПб: Речь, 2004 – 224 с.
2 Сафонова О.В. О проблеме активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи. / О.В. Сафонова // Логопед в детском саду. – 2006 – №4. – С. 29 – 34
3 Хаустова М.Н., Попова Е.В., Насибуллина А.Д. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 – Т.50. – С. 62 – 68 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2016/76657.htm.
4 Чурекова Т.М., Пензина Е.В. Диалог – основа формирования коммуникативной компетентности дошкольников // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2010
воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
mazanova.elena2017@yandex.ru
Современные дети – это дети гаджетов, это цифровые дети с новым мышлением и иным мировоззрением, чем было даже несколько десятков лет назад. Часто мы можем наблюдать ситуацию, когда ребенок по позволению взрослых большое количество времени проводит за компьютером, отстраняется от родителей, сверстников и общества, при этом создает свой виртуальный мир, в котором чувствует себя комфортно. Когда же возникает ситуация, требующая диалога со сверстниками, взрослыми, то он испытывает стресс, замыкается. Он не может сформулировать предложение, затрудняется высказать мысль, поговорить на определенную тему и, чем становится старше, тем более сложнее ему это сделать.
Как известно, дошкольное детство, а именно старший дошкольный возраст наиболее сенситивный для развития речи и формирования коммуникативных способностей. Поэтому именно на данном временном отрезке необходимо отдавать должное внимание, создавать условия для развития у ребенка умения общаться, дискуссировать, ограничивая гаджеты. Коммуникативные способности включают в себя:
- желание вступать в контакт;
- умение организовать общение;
- знание норм и правил при общении.
Реализация поставленных задач по формированию коммуникативных способностей ведется в детском саду по трём основным направлениям:
- ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, слушание сказок в аудиозаписи, просмотр сказок-мультфильмов, коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, продуктивная деятельность по прочитанным произведениям);
- сказкотерапия (занятия-тренинги на примере сказок и сказочных героев – пантомимические этюды);
- театрализация – проигрывание эпизодов сказок (упражнения на ритмизацию, пантомимические этюды, игры-беседы с куклами, героями сказки).
Занятия по формированию коммуникативных способностей и качеств направлены на:
- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
- позитивное отношение к другим детям, даже если они совсем «другие»;
- умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
- умение взаимодействовать и сотрудничать.
Одним из доступных способов по развитию коммуникативных способностей у старших дошкольников является обучение изложению сказки. Сказки представляют собой одно из древних средств нравственного, эстетического воспитания, формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества, умение взаимодействовать друг с другом. Сказка – это то общение, которое больше всего понятно ребенку, она не только воспитывает, но и помогает избежать многих конфликтных ситуаций. Цель не в том, чтобы ребенок знал как можно больше сказок, а чтобы он умел действовать и решать проблемы в любой ситуации, договариваться и находить компромиссы.
Процесс усвоения сказки начинается с ее чтения и обсуждения. Причем в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, то есть все, что он говорит, не должно подвергаться осуждению. При подготовке к чтению предварительно педагог может провести беседу, показать иллюстрации. После прочтения у ребенка возникает обратная эмоциональная связь, появляется свое отношение к персонажам, на основе которого и формируются связи с другими людьми, то есть процесс коммуникации.
Детская сказка предлагает образы, с помощью которых усваиваются жизненные ситуации. Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят, учатся принимать на себя качества персонажей: лиса – хитрая, сообразительная, находчивая; волк – страшный, глупый и злой; заяц – трусливый. Для того, чтобы сказка помогла сформировать образы героев для детей дошкольного возраста, она должна быть наглядной. Ведь известно, что в этом возрасте все психологические процессы находятся в начальном развитии, требуют стимульного подтверждения. Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Поэтому для полноценного восприятия сказки педагогу необходимо создать предметно-развивающую среду, пополнить картотеку иллюстрациями, обогатить книжный уголок.
Работа по развитию коммуникативных навыков через сказку может включать
такие виды деятельности, как:
- чтение и рассказ сказки, ее обсуждение;
- драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях; можно придумать и выбрать отрывок из сказки, наиболее значимый, по мнению детей, проиграть его по ролям, рассказать друг другу;
- игры-беседы с куклами (персонажи из сказок, с которыми будет происходить общение); внесение кукол способствует проявлению речевой инициативы детьми, развитию творческого воображения;
- презентации по сказкам (игры «Угадай, что за сказка», «опиши ситуацию»);
- создание и озвучивание немых мультфильмов (предлагается небольшой сюжет из сказки без звука, детям необходимо озвучить персонажей и использовать нужную интонацию и голосовую модуляцию);
- использование различных видов театра (кукольный театр, театр на ладошке, песочный театр, театр восковых фигур и др.); такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок;
- настольные и дидактические игры со сказочными сюжетами (кубики-перевертыши, вкладыши, пазлы, домино);
- интервью (выбирается сюжет и проводится игра «Вопрос-ответ», уточняется характер героев и дается оценка их поступков); этот вариант дает возможность порассуждать ребенку и поставить себя на место героя из сказки;
- продуктивная деятельность (проводится в течение цикла занятий, в процессе которой дети самостоятельно изготавливают героев из выбранной сказки и обыгрывают их) и др.
Приемов по развитию коммуникативных качеств достаточно, важно использовать те, которые наиболее доступны и интересны детям с учетом их индивидуальных особенностей, а также особенностей детского коллектива. Сказка – незаменимый инструмент формирования коммуникативных способностей, помогающая раздвинуть границы реального мира. Ребенок становится не просто слушателем, а активным действующим лицом. В процессе такой деятельности появляется незаменимый опыт общения и взаимодействия с окружающей действительностью.
Список литературы:
1 Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. – СПб: Речь, 2004 – 224 с.
2 Сафонова О.В. О проблеме активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи. / О.В. Сафонова // Логопед в детском саду. – 2006 – №4. – С. 29 – 34
3 Хаустова М.Н., Попова Е.В., Насибуллина А.Д. Сказкотерапия как средство развития коммуникативных умений старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 – Т.50. – С. 62 – 68 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2016/76657.htm.
4 Чурекова Т.М., Пензина Е.В. Диалог – основа формирования коммуникативной компетентности дошкольников // Актуальные проблемы современной педагогики: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2010
Спасибо за полезную информацию
ОтветитьУдалитьСпасибо, достаточно подробно все описано, только хочется добавить, что развитие коммуникативных навыков посредством сказки начинается у детей с раннего возраста, а не только со старшего дошкольного.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал и представленный опыт работы.
ОтветитьУдалитьСпасибо за Ваш опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.
ОтветитьУдалить