АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Арюткина К.И.,
учитель-логопед МБДОУ «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Кочкуровского муниципального района
zverkova-k@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития системы дошкольного образования, в частности о развитии русского языка и русской культуры в сфере дошкольного образования. Автор говорит о важности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Ключевые слова: дошкольное образование, русский язык, русская культура, педагог, дети дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.
Дошкольное образование является первоначальной общественногосударственной формой, в которой реализуется профессиональнопедагогическая работа с подрастающим поколением. Отметим тот факт, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – тот самый чувствительный период, в котором наблюдаются быстрые изменения в когнитивных способностях, физическом, социальнонравственном, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает фундаментальную основу будущего развития личности дошкольника.
Сегодня к области дошкольного образования направлен современный заказ общества который ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности. Современные воспитатели понимают, что в образовательном пространстве XXI века происходит слияние разнопредметного содержания и образуются новые формы образовательного процесса, для которых характерен общий термин – интеграция. Однако, не многие готовы к инновациям в силу привычных, отработанных десятилетиями форм и методов обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим, необходимо ввести новое содержание в систему подготовки и переподготовки педагогов ДОУ по вопросам достижения в дошкольном возрасте интегральных характеристик личности ребенка. Подводя итог, можно сказать, что развитие кадрового потенциала в системе дошкольного образования остается оной из приоритетных задач. Первостепенным лицом в системе дошкольного образования является воспитатель. Именно к нему сегодня предъявляются значительные требования. Каждый педагог ДОУ, первоначально, должен освоить методику партнерского общения с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.
В Проекте ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [1].
Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для благополучной адаптации в обществе, в детском саду. Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, отсутствие понимания, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным. Особое беспокойство вызывает и тот факт, что взрослые не играют с детьми, у них нет на это времени. Игра исчезает из жизни дошкольника, а вместе с ней исчезает само детство. Вместе с тем, всем известно, что именно в игре развиваются мышление, общение, эмоции воображение. Именно в игре ребенок с удовольствие подчиняется определенным правилам, оценивает себя, проявляет творческую активность и инициативу. Безусловно, семья играет важнейшую роль в усвоении ребёнком русской речи. Для этого воспитателем дошкольного образовательно учреждения даются консультации, беседы, рекомендации и советы по обучению и освоению языка. Немаловажную роль имеют создание и активное функционирование фольклорных ансамблей в дошкольного образовательного учреждения, мероприятий в народном русском стиле, таких, как «Широкая масленица», «Русские посиделки», «Алёнушкины сказки». Эти мероприятия позволяют достичь высоких результатов в развитии русской речи детей, дают возможность погрузить их в культуру русского народа, способствуют налаживанию доброжелательных и продуктивных контактов с родителями.
Подводя итог, следует отметить, что потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоит важная задача – разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий. Которые в свою очередь должны решить поставленные цели и задачи: воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре, родному языку.
Список использованной литературы
1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – URL: http://минобрнауки.рф.
2. Езопова С. А. Обеспечение доступности и качества образования детей старшего дошкольного возраста в российской федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Герценовского универсистета. – 2007. – № 11. – С. 42–46.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: Аспект-Пресс, 2003.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.
5. Лашкова Л. Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики. – Екатеринбург: УГПУ, 2006. – 140 с.
учитель-логопед МБДОУ «Кочкуровский детский сад «Улыбка» Кочкуровского муниципального района
zverkova-k@mail.ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития системы дошкольного образования, в частности о развитии русского языка и русской культуры в сфере дошкольного образования. Автор говорит о важности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Ключевые слова: дошкольное образование, русский язык, русская культура, педагог, дети дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение.
Дошкольное образование является первоначальной общественногосударственной формой, в которой реализуется профессиональнопедагогическая работа с подрастающим поколением. Отметим тот факт, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – тот самый чувствительный период, в котором наблюдаются быстрые изменения в когнитивных способностях, физическом, социальнонравственном, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает фундаментальную основу будущего развития личности дошкольника.
Сегодня к области дошкольного образования направлен современный заказ общества который ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности. Современные воспитатели понимают, что в образовательном пространстве XXI века происходит слияние разнопредметного содержания и образуются новые формы образовательного процесса, для которых характерен общий термин – интеграция. Однако, не многие готовы к инновациям в силу привычных, отработанных десятилетиями форм и методов обучения и воспитания дошкольников. В связи с этим, необходимо ввести новое содержание в систему подготовки и переподготовки педагогов ДОУ по вопросам достижения в дошкольном возрасте интегральных характеристик личности ребенка. Подводя итог, можно сказать, что развитие кадрового потенциала в системе дошкольного образования остается оной из приоритетных задач. Первостепенным лицом в системе дошкольного образования является воспитатель. Именно к нему сегодня предъявляются значительные требования. Каждый педагог ДОУ, первоначально, должен освоить методику партнерского общения с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.
В Проекте ФГОС дошкольного образования отмечено, что у педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия, поддержку индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [1].
Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для благополучной адаптации в обществе, в детском саду. Сегодня родители переживают значительные трудности: личные проблемы, усталость, психическое и физическое перенапряжение, тревога в связи со снижением безопасности жизни, отсутствие понимания, событийные кризисы и др. В этих условиях семье необходима поддержка и сопровождение. Следует придать дошкольному учреждению открытость, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным. Особое беспокойство вызывает и тот факт, что взрослые не играют с детьми, у них нет на это времени. Игра исчезает из жизни дошкольника, а вместе с ней исчезает само детство. Вместе с тем, всем известно, что именно в игре развиваются мышление, общение, эмоции воображение. Именно в игре ребенок с удовольствие подчиняется определенным правилам, оценивает себя, проявляет творческую активность и инициативу. Безусловно, семья играет важнейшую роль в усвоении ребёнком русской речи. Для этого воспитателем дошкольного образовательно учреждения даются консультации, беседы, рекомендации и советы по обучению и освоению языка. Немаловажную роль имеют создание и активное функционирование фольклорных ансамблей в дошкольного образовательного учреждения, мероприятий в народном русском стиле, таких, как «Широкая масленица», «Русские посиделки», «Алёнушкины сказки». Эти мероприятия позволяют достичь высоких результатов в развитии русской речи детей, дают возможность погрузить их в культуру русского народа, способствуют налаживанию доброжелательных и продуктивных контактов с родителями.
Подводя итог, следует отметить, что потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоит важная задача – разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий. Которые в свою очередь должны решить поставленные цели и задачи: воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре, родному языку.
Список использованной литературы
1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – URL: http://минобрнауки.рф.
2. Езопова С. А. Обеспечение доступности и качества образования детей старшего дошкольного возраста в российской федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Герценовского универсистета. – 2007. – № 11. – С. 42–46.
3. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: Аспект-Пресс, 2003.
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.
5. Лашкова Л. Л. Воспитание культуры речи у детей дошкольного возраста средствами народной педагогики. – Екатеринбург: УГПУ, 2006. – 140 с.
Комментарии
Отправить комментарий