РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДОО В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ
Швайла С.Н.,
старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад № 11 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Традиция — та часть нашего прошлого,
которой мы помогаем перебраться в будущее.
Виктор Кротов
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние других культур.
Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Основная задача педагогов ДОО – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки русской культуры.
Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним. Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания.
Праздники, которые отмечаются в ДОО, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, формируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.
Главные зимние народные праздники, которых с нетерпением ждут дети и взрослые: сказочный и веселый Новый год, волшебное Рождество, таинственное Крещение.
С давних времен праздник Новый год отмечается в России 1 января. В этот день все с трепетом ждут в гости главного героя славянских сказок – Дедушку Мороза – доброго волшебника, который приносит подарки. Наши предки проводили в новогодние дни Святки (Святые вечера). Издревле в это время изготавливали и надевали на себя всевозможные костюмы (звери, мифические герои, сказочные персонажи), что перерастало в настоящие красочные маскарады, в ходе которых исполнялись колядки, и ряженые в шутливой форме поздравляли родных, друзей, соседей со светлым праздником. Этот обычай пользуется большой популярностью в детском саду. Дети с радостью примеряют на себя разные образы и водят вокруг елки хоровод.
Спустя две недели после Рождества отмечаем еще один значительный праздник – Крещение, посвященный величайшему событию крещения Иисуса Христа. Считалось, что в ночь празднования вода во всех источниках становится святой, избавляет людей от недугов. Чтобы воспользоваться чудодейственными свойствами воды, люди окунались в прорубь.
В группах проводятся праздники и развлечения, цель: воспитать уважительное отношение к традициям русского народа, приобщить детей к культуре проведения зимних праздников.
Мы проводим:
- «Новогодний хоровод» (утренник со встречей Деда Мороза, хоровод вокруг елки, поздравления, подарки, костюмированный маскарад);
- «Снежные бои» (уличные игры с бросанием снежков, лепкой Снеговика, рисованием красками на снегу, зимними спортивными соревнованиями);
- сказочные театрализованные постановки: «Новогодняя сказка», «Зимовье зверей»;
- праздничные зимние посиделки (занятия в группе с использованием загадок, пословиц, стихотворений, песен, примет, иллюстраций).
Отмечал русский народ с размахом и весенние народные праздники. Наступление весны знаменуется приходом Масленицы. Для каждого дня Масленичной недели характерно свое название, игры и обычаи. В эти дни пекли блины, ходили в гости, устраивали всевозможные игрища, кулачные бои, балаганы для скоморохов. Главным атрибутом праздника была кукла Масленица, которую изготавливали из соломы и в последний день сжигали в костре, просили друг у друга прощение.
Воспитатели совместно с музыкальным руководителем проводят с детьми Масленичные гулянья с песнями, хороводами и потешками. Ребята едят блины и принимают участие в русских народных играх, а затем провожают Масленицу.
Еще один весенний праздник, который пользуется популярностью у нас детском саду, Пасха «Светлое Христово Воскресение». Детей знакомят с историей праздника, а также ежегодно проходит конкурс, раскрась Пасхальное яйцо.
Любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери. В нашем детском саду стало традицией празднования Дня семьи, который проходит 15 мая. Педагоги проводят большую работу не только с детьми, но и родителями:
-выпускается коллективная стенгазета «Семья. Моя родословная» (генеалогическое древо.) Знание детьми дошкольного возраста своей родословной воспитывает уважение к ближайшему окружению, своей семье и в будущем сохранение семейных ценностей;
-проводится выставка рисунков на тему «Я и моя семья»;
-акция "Вся семья вместе, так и душа на месте". Каждая семья представляет свой герб.
Красивый патриотичный летний праздник Древней Руси – Троица (праздник цветов и березок). Главная героиня праздника – Береза. Ей посвящают викторины, конкурсы, рисунки детей.
Этот праздник, по традиции, мы проводим на улице, вокруг березы водим хоровод, читаем стихи, поем песни. В конце праздника дети завязывают ленты на березу, загадывают желание.
Осень – время сбора урожая и отлета птиц. Наиболее значимый праздник, который мы проводим в детском саду - это Осенины. Ежегодно проводится конкурс поделок из природного материала «Что нам осень принесла?».
Таким образом, народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.
Список использованной литературы:
1. Георгиева, Т. Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени / Т. Георгиева. - М.: Ломоносов, 2014. - 224 c.
2.Забылин, М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и позия / М. Забылин. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 632 c.
3. Коринфский, А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А.А. Коринфский. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 736 c.
4. Панкеев, Иван Обычаи и традиции русского народа / Иван Панкеев. - М.: Олма-пресс, 1999. - 542 c.
5. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: Амрита, 2011. - 496 c.
старший воспитатель структурного подразделения «Детский сад № 11 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Традиция — та часть нашего прошлого,
которой мы помогаем перебраться в будущее.
Виктор Кротов
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние других культур.
Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Основная задача педагогов ДОО – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки русской культуры.
Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним. Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
В нашем детском саду развитие детей на традициях народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания.
Праздники, которые отмечаются в ДОО, создают у детей радостное настроение, вызывают положительный эмоциональный подъем, формируют праздничную культуру: рассказы о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.
Главные зимние народные праздники, которых с нетерпением ждут дети и взрослые: сказочный и веселый Новый год, волшебное Рождество, таинственное Крещение.
С давних времен праздник Новый год отмечается в России 1 января. В этот день все с трепетом ждут в гости главного героя славянских сказок – Дедушку Мороза – доброго волшебника, который приносит подарки. Наши предки проводили в новогодние дни Святки (Святые вечера). Издревле в это время изготавливали и надевали на себя всевозможные костюмы (звери, мифические герои, сказочные персонажи), что перерастало в настоящие красочные маскарады, в ходе которых исполнялись колядки, и ряженые в шутливой форме поздравляли родных, друзей, соседей со светлым праздником. Этот обычай пользуется большой популярностью в детском саду. Дети с радостью примеряют на себя разные образы и водят вокруг елки хоровод.
Спустя две недели после Рождества отмечаем еще один значительный праздник – Крещение, посвященный величайшему событию крещения Иисуса Христа. Считалось, что в ночь празднования вода во всех источниках становится святой, избавляет людей от недугов. Чтобы воспользоваться чудодейственными свойствами воды, люди окунались в прорубь.
В группах проводятся праздники и развлечения, цель: воспитать уважительное отношение к традициям русского народа, приобщить детей к культуре проведения зимних праздников.
Мы проводим:
- «Новогодний хоровод» (утренник со встречей Деда Мороза, хоровод вокруг елки, поздравления, подарки, костюмированный маскарад);
- «Снежные бои» (уличные игры с бросанием снежков, лепкой Снеговика, рисованием красками на снегу, зимними спортивными соревнованиями);
- сказочные театрализованные постановки: «Новогодняя сказка», «Зимовье зверей»;
- праздничные зимние посиделки (занятия в группе с использованием загадок, пословиц, стихотворений, песен, примет, иллюстраций).
Отмечал русский народ с размахом и весенние народные праздники. Наступление весны знаменуется приходом Масленицы. Для каждого дня Масленичной недели характерно свое название, игры и обычаи. В эти дни пекли блины, ходили в гости, устраивали всевозможные игрища, кулачные бои, балаганы для скоморохов. Главным атрибутом праздника была кукла Масленица, которую изготавливали из соломы и в последний день сжигали в костре, просили друг у друга прощение.
Воспитатели совместно с музыкальным руководителем проводят с детьми Масленичные гулянья с песнями, хороводами и потешками. Ребята едят блины и принимают участие в русских народных играх, а затем провожают Масленицу.
Еще один весенний праздник, который пользуется популярностью у нас детском саду, Пасха «Светлое Христово Воскресение». Детей знакомят с историей праздника, а также ежегодно проходит конкурс, раскрась Пасхальное яйцо.
Любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери. В нашем детском саду стало традицией празднования Дня семьи, который проходит 15 мая. Педагоги проводят большую работу не только с детьми, но и родителями:
-выпускается коллективная стенгазета «Семья. Моя родословная» (генеалогическое древо.) Знание детьми дошкольного возраста своей родословной воспитывает уважение к ближайшему окружению, своей семье и в будущем сохранение семейных ценностей;
-проводится выставка рисунков на тему «Я и моя семья»;
-акция "Вся семья вместе, так и душа на месте". Каждая семья представляет свой герб.
Красивый патриотичный летний праздник Древней Руси – Троица (праздник цветов и березок). Главная героиня праздника – Береза. Ей посвящают викторины, конкурсы, рисунки детей.
Этот праздник, по традиции, мы проводим на улице, вокруг березы водим хоровод, читаем стихи, поем песни. В конце праздника дети завязывают ленты на березу, загадывают желание.
Осень – время сбора урожая и отлета птиц. Наиболее значимый праздник, который мы проводим в детском саду - это Осенины. Ежегодно проводится конкурс поделок из природного материала «Что нам осень принесла?».
Таким образом, народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.
Список использованной литературы:
1. Георгиева, Т. Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени / Т. Георгиева. - М.: Ломоносов, 2014. - 224 c.
2.Забылин, М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и позия / М. Забылин. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 632 c.
3. Коринфский, А. А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа / А.А. Коринфский. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 736 c.
4. Панкеев, Иван Обычаи и традиции русского народа / Иван Панкеев. - М.: Олма-пресс, 1999. - 542 c.
5. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М.: Амрита, 2011. - 496 c.
Статья интересная. Согласна во все с автором статьи. Спасибо за материал
ОтветитьУдалитьДа, действительно народные праздники имеют особую роль в воспитании детей. Через атмосферу и праздника происходит не только формирование знаний о традициях, о культуре, о родном языке, а именно воспитание патриотических чувств, приобщение к миру искусства и традиций русского народа. В нашем детском саду мы тоже уделяем особое внимание народным праздникам. Спасибо за материал. Это действительно очень важно в воспитании детей и работе с родителями.
ОтветитьУдалитьОчень познавательный материал, с автором согласна.Народные праздники являются не только запоминающимся моментом в жизни ребёнка, но и поучительным , ещё несут воспитательный характер.
ОтветитьУдалитьДействительно, все описанные праздники проводятся в нашем ДОУ, ребятам нравится участвовать , а значит, поставленные задачи выполняемы.
ОтветитьУдалитьИнтересный и содержательный доклад.Спасибо!
ОтветитьУдалитьТема интересная, доклад содержательный
ОтветитьУдалить