Обучение русскому языку детей с риском образовательной неуспешности
Персидская Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39» г.о. Саранск
Любой педагог гордится своими учениками, ставшими победителями и призерами олимпиад и конкурсов разного уровнями, их достижениями, высокими результатами в учебе, и считает себя причастным к успеху своих воспитанников. Разумеется, это справедливо, т.к. во многом успешность обучения является следствием эффективной организации процесса обучения. Но наряду с гордостью за успешное обучение учащихся в любой школе существует и проблема неуспешности, и чаще всего мы ищем причины ее возникновения в самих учениках.
Все первоклассники, впервые переступающие порог школы 1 сентября, хотят учиться хорошо, получать новые знания. Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что их успехи не соответствуют родительским чаяниям. С годами у отдельных учащихся стремление к интеллектуальным открытиям сходит на нет, появляются двойки, прогулы, и затем накапливаются пропуски, трудноустранимые пробелы в знаниях по многим предметам.
В какой степени мы, педагоги, виноваты в случившемся? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, но задать его себе должен каждый учитель. Есть внешние и внутренние причины неуспешности учащихся. В отечественной педагогической науке вопросу неуспешности детей в учении посвящены работы Ю.К. Бабанского, А.М. Гельмонта, Л.В. Занкова, П.П. Блонского и других исследователей. (4., стр. 34-36)
Знакомство со специальной научной литературой показывает, что ученые рассматривают эту проблему в совокупности дидактических, психологических и физиологических аспектов, а также учитывается социальная составляющая в развитии ребенка.
Что же такое неуспешность? Это ситуация, когда результат воспитания и обучения не соответствует воспитательным и дидактическим требованиям образования. Но проблема школьной неуспеваемости значительно шире учебной неуспеваемости.
Неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний, школьная же неуспешность отражает определенное свойство личности, имеющее свои характеристики, в некоторой степени асоциальность, иногда порождающая неспеваемость в учебе, а порой являющаяся ее следствием.
М.М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, выдвигает мысль о том, что школьные трудности создают взрослые, не обладающие достаточной компетентностью в вопросах функционального развития и здоровья детей. М.М. Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и психологическая, и медицинская, и педагогическая…» (2., стр. 65)
К неуспешности чаще всего приводит нарушение обучаемо-психологической адаптации ребенка. Как же мы ,педагоги, чаще всего поступаем? Ругаем за неготовность , ставим очередную двойку. Повышенным тоном и нотациями нам не удастся привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную деятельность, заставить заниматься. Возникает конфликтная ситуация, которая разрастается и может привести со стороны учащегося к демонстрации различного вида неповиновения. (1., стр. 147)
К педагогам, принимающим пятиклассников, приходят дети с уже сформировавшейся успешностью и неуспешностью, и учителя принимают это как данность, не вникая в причины, которые определили ребёнка в ту или иную группу. Все проблемы ученика уже связаны в тугой замысловатый узел, развязать который нет ни времени, ни желания. Нам бы максимально сохранить контингент успешных! А ведь если посмотреть на неуспешного ребёнка другими глазами, будто бы не зная о его жалких «тройках», можно окрылить его, и в среднем звене у него начинает всё получатся.
Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке и в системе. В доброжелательной обстановке сотрудничества у ученика уходит страх перед учителем, неуверенность, боязнь высказать свои мысли, появляется желание проявить себя. Какие, хотя бы первичные меры, необходимо предпринять, чтобы учащимся стало в школе комфортнее и хотелось бы утром пойти на уроки? Ситуацию можно исправить, следуя достаточно простым правилам, применяемым на уроках:
- поиск и применение педагогических технологий по индивидуализации и психологизации обучения;
- комплексная работа с неуспешными учащимися: налаживание контакта с учащимися и родителями, наблюдение за «трудными» детьми, ведение дневников наблюдения, проведение тестов, анализ результатов;
- идивидуальные дополнительные занятия;
- воспитательная работа с неуспешными учениками, причём на первый план работы выдвигаются воспитательные и развивающие психолого-педагогиеские воздействия;
- временное снижение требований к неуспевающим школьникам для создания ситуации успеха, а также рекомендация давать им больше времени для обдумывания ответа и на другие учебные операции;
- использование схем, плакатов, алгоритмов, наводящие вопросов, планов, наглядных пособий;
- и самое главное – создавание атмосферы доброжелательности, понимания и приятия.
В своей статье я не ставила перед собой задачу всесторонне изложить проблемы неуспешности учащихся, я всего лишь хотела привлечь к ней внимание. Обозначила для себя очередной этап целенаправленной и трудной работы с детьми, которым требуется наша помощь. И первым шагом в ней стало осознание того, что неуспешность учащихся - это результат нашего общего невнимания, безразличия к ребёнку.
Список использованных источников
1. Бабанский Ю.К. Рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ. / Ю. К. Бабанский, М.: Просвещение, 1976. – 326 с.
2. Безруких М. М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
3. Блонский П.Л. Трудные школьники. / П. П. Блонский. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва. : Работник просвещения, 1930. - 131 с.
4. Занков Л.В. Некоторые вопросы теории учебника для начальных классов. / Л.В. Занков. М. : Прсвещение, 1978. – С. 34-36.
5. Лысенков С.Н. Когда учиться легко: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. / С.Н. Лысенков. М. : Педагогика, 1985. – 175 с.
6. Монина Г.Б. Тренинги взаимодейстия с неуспевающим учеником. / Г.Б. Монина., Е.В. Панасюк. СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 78 с.
учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 39» г.о. Саранск
Любой педагог гордится своими учениками, ставшими победителями и призерами олимпиад и конкурсов разного уровнями, их достижениями, высокими результатами в учебе, и считает себя причастным к успеху своих воспитанников. Разумеется, это справедливо, т.к. во многом успешность обучения является следствием эффективной организации процесса обучения. Но наряду с гордостью за успешное обучение учащихся в любой школе существует и проблема неуспешности, и чаще всего мы ищем причины ее возникновения в самих учениках.
Все первоклассники, впервые переступающие порог школы 1 сентября, хотят учиться хорошо, получать новые знания. Дети все хотят учиться до тех пор, пока не поймут, что их успехи не соответствуют родительским чаяниям. С годами у отдельных учащихся стремление к интеллектуальным открытиям сходит на нет, появляются двойки, прогулы, и затем накапливаются пропуски, трудноустранимые пробелы в знаниях по многим предметам.
В какой степени мы, педагоги, виноваты в случившемся? Однозначно ответить на этот вопрос сложно, но задать его себе должен каждый учитель. Есть внешние и внутренние причины неуспешности учащихся. В отечественной педагогической науке вопросу неуспешности детей в учении посвящены работы Ю.К. Бабанского, А.М. Гельмонта, Л.В. Занкова, П.П. Блонского и других исследователей. (4., стр. 34-36)
Знакомство со специальной научной литературой показывает, что ученые рассматривают эту проблему в совокупности дидактических, психологических и физиологических аспектов, а также учитывается социальная составляющая в развитии ребенка.
Что же такое неуспешность? Это ситуация, когда результат воспитания и обучения не соответствует воспитательным и дидактическим требованиям образования. Но проблема школьной неуспеваемости значительно шире учебной неуспеваемости.
Неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности школьника и понимается как низкий уровень усвоения знаний, школьная же неуспешность отражает определенное свойство личности, имеющее свои характеристики, в некоторой степени асоциальность, иногда порождающая неспеваемость в учебе, а порой являющаяся ее следствием.
М.М. Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, выдвигает мысль о том, что школьные трудности создают взрослые, не обладающие достаточной компетентностью в вопросах функционального развития и здоровья детей. М.М. Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и психологическая, и медицинская, и педагогическая…» (2., стр. 65)
К неуспешности чаще всего приводит нарушение обучаемо-психологической адаптации ребенка. Как же мы ,педагоги, чаще всего поступаем? Ругаем за неготовность , ставим очередную двойку. Повышенным тоном и нотациями нам не удастся привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную деятельность, заставить заниматься. Возникает конфликтная ситуация, которая разрастается и может привести со стороны учащегося к демонстрации различного вида неповиновения. (1., стр. 147)
К педагогам, принимающим пятиклассников, приходят дети с уже сформировавшейся успешностью и неуспешностью, и учителя принимают это как данность, не вникая в причины, которые определили ребёнка в ту или иную группу. Все проблемы ученика уже связаны в тугой замысловатый узел, развязать который нет ни времени, ни желания. Нам бы максимально сохранить контингент успешных! А ведь если посмотреть на неуспешного ребёнка другими глазами, будто бы не зная о его жалких «тройках», можно окрылить его, и в среднем звене у него начинает всё получатся.
Известно, что способности развиваются в эмоционально-благоприятной обстановке и в системе. В доброжелательной обстановке сотрудничества у ученика уходит страх перед учителем, неуверенность, боязнь высказать свои мысли, появляется желание проявить себя. Какие, хотя бы первичные меры, необходимо предпринять, чтобы учащимся стало в школе комфортнее и хотелось бы утром пойти на уроки? Ситуацию можно исправить, следуя достаточно простым правилам, применяемым на уроках:
- поиск и применение педагогических технологий по индивидуализации и психологизации обучения;
- комплексная работа с неуспешными учащимися: налаживание контакта с учащимися и родителями, наблюдение за «трудными» детьми, ведение дневников наблюдения, проведение тестов, анализ результатов;
- идивидуальные дополнительные занятия;
- воспитательная работа с неуспешными учениками, причём на первый план работы выдвигаются воспитательные и развивающие психолого-педагогиеские воздействия;
- временное снижение требований к неуспевающим школьникам для создания ситуации успеха, а также рекомендация давать им больше времени для обдумывания ответа и на другие учебные операции;
- использование схем, плакатов, алгоритмов, наводящие вопросов, планов, наглядных пособий;
- и самое главное – создавание атмосферы доброжелательности, понимания и приятия.
В своей статье я не ставила перед собой задачу всесторонне изложить проблемы неуспешности учащихся, я всего лишь хотела привлечь к ней внимание. Обозначила для себя очередной этап целенаправленной и трудной работы с детьми, которым требуется наша помощь. И первым шагом в ней стало осознание того, что неуспешность учащихся - это результат нашего общего невнимания, безразличия к ребёнку.
Список использованных источников
1. Бабанский Ю.К. Рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ. / Ю. К. Бабанский, М.: Просвещение, 1976. – 326 с.
2. Безруких М. М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
3. Блонский П.Л. Трудные школьники. / П. П. Блонский. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва. : Работник просвещения, 1930. - 131 с.
4. Занков Л.В. Некоторые вопросы теории учебника для начальных классов. / Л.В. Занков. М. : Прсвещение, 1978. – С. 34-36.
5. Лысенков С.Н. Когда учиться легко: Из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. / С.Н. Лысенков. М. : Педагогика, 1985. – 175 с.
6. Монина Г.Б. Тренинги взаимодейстия с неуспевающим учеником. / Г.Б. Монина., Е.В. Панасюк. СПб. : Издательство «Речь», 2005. – 78 с.
Светлана Михайловна, спасибо Вам за возможность ещё раз подумать о себе и своих учениках, о наших взаимоотношениях, к сожалению, не всегда идеальных. Конечно, вы во многом правы, и всё же не только на учителях лежит ответственность за неуспешность ребёнка. Во многом виноваты родители, требующие от сына или дочери невозможного.
ОтветитьУдалитьИногда неспешный ученик в школе становится успешным человеком в жизни! И многие ученики именно так и думают. А жизнь это доказывает.
ОтветитьУдалитьСветлана Михайловна, спасибо за статью.
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью! Нам всем хочется видеть наших детей успешными, и мы должны показать дорогу к пониманию. Только тогда у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться.
ОтветитьУдалитьСпасибо ! Главное -не опускать руки, добиваться взаимопонимания со стороны родителей и детей.
ОтветитьУдалить