Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Красноречие – шаг к успеху»

Басырова Румия Рашидовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Вурнарская СОШ №1 им. И.Н. Никифорова» пгт Вурнары Чувашской Республики
rumiya_basyrova@mail.ru


Аннотация: Учебно-методическая разработка «Красноречие - путь к успеху» предназначена в помощь учителям русского языка и литературы для организации работы над культурой речи во внеурочной деятельности, для системной подготовки к итоговому собеседованию. Кроме того, некоторые элементы данной разработки могут пригодиться родителям, чьи дети находятся на семейном обучении.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Элективный курс «Красноречие – шаг к успеху »является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

2. ОПИСАНИЕ МЕСТА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Тематическое планирование составлено на 34 часа.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностными результатами освоения Программы элективного курса яв­ляются:

- осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грам­матических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения Программы элективного курса яв­ляются:

- владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письмен­ного сообщения;

- владение различными видами монолога и диалога;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметными результатами освоения Программы яв­ляются:

- овладение основными стилистическими ресурсами лекси­ки русского языка, основными нормами русско­го литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грам­матическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных высказываний.


6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
 

Ученик научится:

· владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

· владеть различными видами аудирования и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

· адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);

· участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов учебной деятельности

1.Введение (1 ч)

Структура итогового собеседования по русскому языку.
Знакомятся с типами заданий итогового собеседования по русскому языку, критериями оценивания.

2.Выразительное чтение текста (13 ч)

Принципы выразительного чтения текста.
Слушают декламации известных артистов. Знакомятся с терминами «логическое чтение», «ударные слова», «логическая и психологическая паузы». Воспроизводят тексты разных стилей речи.

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.
Активизируют умения соблюдать паузы и логические ударения, передающие авторский замысел. Моделируют ин­тонационную окраску различных по цели высказывания предложений.  Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания.
Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче.
Читают текст, контролируя темп речи.  Активизируют умение соблюдать равномерность дыхательных циклов при чтении.
Сложные, труднопроизносимые слова.
Знакомятся с труднопроизносимыми  для дикции словами. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание произношения сложных слов.
Орфоэпические нормы имён существительных.
Повторяют орфоэпические нормы употребления слов с подвижным ударением. Участвуют в лингвистической игре, помогающей запомнить ударение в словах, в которых часто допускаются ошибки. 
Грамматические нормы имён существительных.
Активизируют правило определения рода несклоняемых существительных. Определяют род аббревиатур и составляют с ними словосочетания.
Орфоэпические нормы употребления имён прилагательных.
Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произноситель­ные ошибки.

Грамматические нормы употребления имён прилагательных.
Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени срав­нения имён прилагательных.

Орфоэпические нормы употребления имён числительных.
Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произноситель­ные ошибки.
Грамматические нормы употребления имён числительных.
Правильно образовывают падежные формы порядковых и количественных числительных. Составляют словосочетания с числительными.

Орфоэпические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий.
Осознают важность нормативного произношения для культурного челове­ка. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произноситель­ные ошибки.
Грамматические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий.
Устраняют нарушения произно­сительных норм в словах. Читают текст,  определяя  роль глаголов, причастий и деепричастий  в описании действий. Корректируют неоправданное повторение слов.
Контрольное чтение.
Воспроизводят текст с учётом произносительных норм и пунктуационного оформления.

3.Пересказ текста с включением цитаты (4)




Принципы запоминания текста.
 Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Изучают принципы запоминания текста. Опре­деляют роль и признаки начальных и конечных предложений текста.

Правила цитирования текста.
 Выполняют кор­рекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точно­сти в оформлении включённых цитат. Усваивают требования к устному выступлению.

Включение цитаты в пересказ.
Читают текст, анализиру­ют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными сло­вами. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст разными способами.
Контрольная работа. Пересказ с включением цитаты.
Анализируют текст и формулируют его основную мысль. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст, включая цитату в пересказ.

4.Монолог на предложенную тему (11 ч)

Культура ведения монолога.
Монолог информационный, убеждающий и побуждающий.
Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания   воспроизведения устной мо­нологической речи.
Культура ведения монолога. Тип речи – повествование.
 Анализируют приведённое  изложение ученика, указыва­ют недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...».

Культура ведения монолога. Тип речи – описание.
Редактируют текст-описание. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Составляют монолог, описывая фотографию. Работают с иллюстрацией.
Культура ведения монолога. Тип речи – рассуждение.
Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи.  Приводят доказательства для раскрытия темы «Всегда ли нужно следовать моде?» и др.
Лексические нормы употребления имён существительных.
Активизируют базовые понятия лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
Объясняют лексическое значение слов. Повторяют паронимы.
Лексические нормы употребления имён прилагательных.
Активизируют знания об употреблении кратких и полных прилагательных, качественных и относительных прилагательных. Различают паронимические пары имён прилагательных.
Лексические нормы употребления имён числительных.
Активизируют знания об употреблении собирательных и количественных числительных.
Лексические и грамматические  нормы употребления местоимений.
Активизируют знания об употреблении местоимений. Работают с текстом, исправляя речевые ошибки.
Лексические нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий.
Активизируют знания об употреблении глаголов, причастий и деепричастий. Различают паронимические пары глаголов.
Обобщающая работа на все виды речевых ошибок.
Исправляют текст, в котором присутствуют все виды речевых ошибок.

Контрольная работа. Монолог на предложенную тему.
Воспроизводят монолог  на предложенную тему (описание, повествование, рассуждение).

5.Ведение диалога (3 ч)

Понятие о диалоге. Особенности ведения диалога.
Активизируют  приёмы и правила эффективного слушания речи в ситуации диалога. Работают в парах. Моделируют ситуацию диалога.
Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.
Знакомятся с понятием внимательного молчания. Анализируют законы риторики диалога .Моделируют ситуацию диалога.

Контрольная работа. Диалог.
Строят диалог с экспертом (учителем).

6.Повторение и закрепление изученного (2 ч)

Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку
Активизируют полученные знания. Читают выразительно текст, пересказывают его с включением цитаты, составляют монолог на заданную тему и вступают в диалог с экспертом (учителем).

Комментарии

  1. Как здорово, что администрация Вашей школы находит возможность выделить час на развитие навыков красноречия у детей. Спасибо за интересный материал!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, материал действительно интересный.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за материал! Тема в наши дни очень актуальная. Дети плохо говорят, часто не могут правильно выразить свои мысли, не говоря уж о красноречии. Ваш курс, возможно, поможет многим.

    ОтветитьУдалить

  4. Румия Рашидовна, спасибо! Своевременный материал! Я, думаю, что данная программа способствует развитию речи школьников и поможет подготовить их к итоговому собеседованию.

    ОтветитьУдалить
  5. Румия Рашидовна, спасибо за авторскую программу!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за интересный материал!

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо!Нужная программа для подготовки к итоговому собеседованию!

    ОтветитьУдалить
  8. Безусловно, красноречие- это шаг к успеху. Спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
  9. Интересная программа, хорошо бы ее дополнить инструментами оценки достигнутых результатов обучения по программе , а лучше самооцениявания. С уважением Вертилецкая Инга Геннадьевна

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за программу!
    С уважением, Маркина Елена Николаевна.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий