Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Красноречие – шаг к успеху»
Басырова Румия Рашидовна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Вурнарская СОШ №1 им. И.Н. Никифорова» пгт Вурнары Чувашской Республики
rumiya_basyrova@mail.ru
Аннотация: Учебно-методическая разработка «Красноречие - путь к успеху» предназначена в помощь учителям русского языка и литературы для организации работы над культурой речи во внеурочной деятельности, для системной подготовки к итоговому собеседованию. Кроме того, некоторые элементы данной разработки могут пригодиться родителям, чьи дети находятся на семейном обучении.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Элективный курс «Красноречие – шаг к успеху »является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
2. ОПИСАНИЕ МЕСТА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Тематическое планирование составлено на 34 часа.
3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения Программы элективного курса являются:
- осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения Программы элективного курса являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение различными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметными результатами освоения Программы являются:
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных высказываний.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ученик научится:
· владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
· владеть различными видами аудирования и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
· адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);
· участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учитель русского языка и литературы МБОУ «Вурнарская СОШ №1 им. И.Н. Никифорова» пгт Вурнары Чувашской Республики
rumiya_basyrova@mail.ru
Аннотация: Учебно-методическая разработка «Красноречие - путь к успеху» предназначена в помощь учителям русского языка и литературы для организации работы над культурой речи во внеурочной деятельности, для системной подготовки к итоговому собеседованию. Кроме того, некоторые элементы данной разработки могут пригодиться родителям, чьи дети находятся на семейном обучении.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Элективный курс «Красноречие – шаг к успеху »является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
2. ОПИСАНИЕ МЕСТА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Тематическое планирование составлено на 34 часа.
3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения Программы элективного курса являются:
- осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения Программы элективного курса являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение различными видами монолога и диалога;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметными результатами освоения Программы являются:
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных высказываний.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ученик научится:
· владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
· владеть различными видами аудирования и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
· адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение);
· участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Основное
содержание по темам
|
Характеристика
основных видов учебной деятельности
|
|
1.Введение
(1 ч)
|
|
|
Структура итогового собеседования по русскому
языку.
|
Знакомятся
с типами заданий итогового собеседования по русскому языку, критериями
оценивания.
|
|
2.Выразительное чтение
текста (13 ч)
|
|
|
Принципы выразительного чтения текста.
|
Слушают декламации известных артистов.
Знакомятся с терминами «логическое чтение», «ударные слова», «логическая и психологическая
паузы». Воспроизводят тексты разных стилей речи.
|
Интонационное соответствие пунктуационному
оформлению текста.
|
Активизируют умения соблюдать паузы и
логические ударения, передающие авторский замысел. Моделируют интонационную
окраску различных по цели высказывания предложений. Анализируют тексты с точки зрения роли в них
знаков препинания.
|
|
Соответствие
темпа чтения коммуникативной задаче.
|
Читают текст, контролируя темп речи. Активизируют умение соблюдать равномерность
дыхательных циклов при чтении.
|
|
Сложные,
труднопроизносимые слова.
|
Знакомятся с труднопроизносимыми для дикции словами. Участвуют в
лингвистической игре, направленной на запоминание произношения сложных слов.
|
|
Орфоэпические
нормы имён существительных.
|
Повторяют орфоэпические нормы употребления слов
с подвижным ударением. Участвуют в лингвистической игре, помогающей запомнить
ударение в словах, в которых часто допускаются ошибки.
|
|
Грамматические нормы имён существительных.
|
Активизируют правило определения рода
несклоняемых существительных. Определяют род аббревиатур и составляют с ними
словосочетания.
|
|
Орфоэпические нормы употребления имён
прилагательных.
|
Анализируют и оценивают речь с орфоэпической
точки зрения, исправляют произносительные ошибки.
|
|
|
Грамматические нормы употребления имён
прилагательных.
|
Правильно образовывают сравнительную и
превосходную степени сравнения имён прилагательных.
|
Орфоэпические нормы употребления имён
числительных.
|
Анализируют и оценивают речь с орфоэпической
точки зрения, исправляют произносительные ошибки.
|
|
Грамматические нормы употребления имён
числительных.
|
Правильно образовывают падежные формы
порядковых и количественных числительных. Составляют словосочетания с
числительными.
|
|
Орфоэпические нормы употребления глаголов,
причастий и деепричастий.
|
Осознают важность нормативного произношения для
культурного человека. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки
зрения, исправляют произносительные ошибки.
|
|
Грамматические нормы употребления глаголов,
причастий и деепричастий.
|
Устраняют нарушения произносительных норм в
словах. Читают текст, определяя роль глаголов, причастий и
деепричастий в описании действий.
Корректируют неоправданное повторение слов.
|
|
Контрольное чтение.
|
Воспроизводят текст с учётом произносительных
норм и пунктуационного оформления.
|
|
|
3.Пересказ текста с
включением цитаты (4)
|
|
|
|
|
|
Принципы запоминания текста.
|
Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Изучают
принципы запоминания текста. Определяют роль и признаки начальных и конечных
предложений текста.
|
Правила цитирования текста.
|
Выполняют коррекцию текстов ученических
сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включённых цитат.
Усваивают требования к устному выступлению.
|
|
Включение цитаты в пересказ.
|
Читают текст, анализируют его структуру,
пересказывают содержание, пользуясь выделенными словами. Формируют умение
вводить цитаты в авторский текст разными способами.
|
|
Контрольная работа. Пересказ с включением
цитаты.
|
Анализируют текст и формулируют его основную
мысль. Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст, включая цитату
в пересказ.
|
|
|
4.Монолог на
предложенную тему (11 ч)
|
|
|
Культура
ведения монолога.
Монолог
информационный, убеждающий и побуждающий.
|
Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания воспроизведения устной монологической
речи.
|
Культура
ведения монолога. Тип речи – повествование.
|
Анализируют приведённое изложение ученика, указывают недочёты,
записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я
однажды...».
|
|
|
Культура ведения монолога. Тип речи – описание.
|
Редактируют
текст-описание. Читают разные литературные тексты с описанием внешности.
Составляют монолог, описывая фотографию. Работают
с иллюстрацией.
|
Культура
ведения монолога. Тип речи – рассуждение.
|
Выделяют рассуждение как
функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых
типов речи. Приводят доказательства
для раскрытия темы «Всегда ли нужно следовать моде?» и др.
|
|
Лексические нормы употребления имён
существительных.
|
Активизируют базовые понятия лексикологии.
Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
Объясняют лексическое значение слов. Повторяют
паронимы.
|
|
Лексические нормы употребления имён
прилагательных.
|
Активизируют знания об употреблении кратких и
полных прилагательных, качественных и относительных прилагательных. Различают
паронимические пары имён прилагательных.
|
|
Лексические нормы употребления имён
числительных.
|
Активизируют знания об употреблении
собирательных и количественных числительных.
|
|
Лексические и грамматические нормы употребления местоимений.
|
Активизируют знания об употреблении местоимений.
Работают с текстом, исправляя речевые ошибки.
|
|
Лексические нормы употребления глаголов,
причастий и деепричастий.
|
Активизируют знания об употреблении глаголов,
причастий и деепричастий. Различают паронимические пары глаголов.
|
|
Обобщающая работа на все виды речевых ошибок.
|
Исправляют текст, в котором присутствуют все
виды речевых ошибок.
|
|
|
Контрольная работа. Монолог на предложенную
тему.
|
Воспроизводят монолог на предложенную тему (описание,
повествование, рассуждение).
|
|
5.Ведение диалога (3
ч)
|
|
|
Понятие о
диалоге. Особенности ведения диалога.
|
Активизируют приёмы и правила
эффективного слушания речи в ситуации диалога. Работают в парах. Моделируют
ситуацию диалога.
|
Понятие о
внимательном молчании. Законы риторики диалога.
|
Знакомятся с понятием внимательного молчания. Анализируют законы риторики
диалога .Моделируют ситуацию диалога.
|
|
|
Контрольная
работа. Диалог.
|
Строят
диалог с экспертом (учителем).
|
|
6.Повторение
и закрепление изученного (2 ч)
|
|
|
Тренировочное
итоговое собеседование по русскому языку
|
Активизируют
полученные знания. Читают выразительно текст, пересказывают его с включением
цитаты, составляют монолог на заданную тему и вступают в диалог с экспертом
(учителем).
|
Как здорово, что администрация Вашей школы находит возможность выделить час на развитие навыков красноречия у детей. Спасибо за интересный материал!
ОтветитьУдалитьДа, материал действительно интересный.
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал! Тема в наши дни очень актуальная. Дети плохо говорят, часто не могут правильно выразить свои мысли, не говоря уж о красноречии. Ваш курс, возможно, поможет многим.
ОтветитьУдалить
ОтветитьУдалитьРумия Рашидовна, спасибо! Своевременный материал! Я, думаю, что данная программа способствует развитию речи школьников и поможет подготовить их к итоговому собеседованию.
Румия Рашидовна, спасибо за авторскую программу!
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал!
ОтветитьУдалитьСпасибо!Нужная программа для подготовки к итоговому собеседованию!
ОтветитьУдалитьБезусловно, красноречие- это шаг к успеху. Спасибо за материал!
ОтветитьУдалитьИнтересная программа, хорошо бы ее дополнить инструментами оценки достигнутых результатов обучения по программе , а лучше самооцениявания. С уважением Вертилецкая Инга Геннадьевна
ОтветитьУдалитьСпасибо за программу!
ОтветитьУдалитьС уважением, Маркина Елена Николаевна.