Формирование толерантной поликультурной личности на основе диалога с представителями других культур в малокомплектной школе

Башмакова Н.И.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Болдовская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия


Современная действительность ставит перед образованием сложную задачу воспитания молодёжи в духе мира и уважения всех народов, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов без потери своей самобытности. Таким образом, проблема подготовки молодёжи к жизни в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает одно из приоритетных мест среди проблем современного образования. Общение между представителями разных народов - одна из наиболее эффективных форм воспитания толерантности и формирования межнациональной дружбы. Культурное пространство образовательной школы представляет собой систему областей взаимодействия учебно-воспитательной деятельности и межкультурных связей, которые, интегрируя, дополняют друг друга. В настоящее время наша школа развивается как образовательное учреждение диалога культур. У нас обучаются дети русской, мордовской и татарской национальностей. Полное приобщение учащихся к национальной культуре невозможно без изучения родного языка. В нашей школе с первого класса изучаются татарский и мордовский языки. Мы считаем, что поликультурное воспитание сегодня - не должность, а жизненная необходимость. Это сложное и многоаспектное понятие, обозначающее целенаправленный процесс приобщения подрастающих поколений к этнической, общероссийской и мировой культуре, формирование готовности и умения жить в дружбе в многонациональной среде.

Приоритетным направлением в воспитательной работе нашей школы мы считаем адаптацию к культурным традициям разных народов. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. С детства нужно учить ребёнка относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям национальной культуры, традициям. В своей работе считаем необходимым донести до сознания своих учеников то, что они являются носителями народной культуры. Большую возможность в изучении этнокультурных особенностей каждого народа дает внеклассная работа по предмету. С целью сохранения национальных традиций в нашей школе ведется фольклорный кружок. На занятиях изучения устного народного творчества мордвы и татар возможны и необходимы сравнения традиций и устоев. Этот диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, явится средством формирования умения жить в многонациональной среде. Сравнивание фольклоров разных народов является одним из средств воспитания межкультурности. Перед нами раскрывается тысячелетняя история жизни двух народов. Детям очень нравится, что фольклор таких, казалось бы, разных народов, как мордва и татары, имеет много общего в жанрах, сюжетах, типах героев. На занятиях фольклорного кружка детям нравится сравнивать праздники мордвы и татар. Например, на Пасху у татар в некоторых селах тоже есть свой обряд. Это день подворного собирания крашеных яиц называется Кызыл йомырка бяйряме (праздник Красного яйца). Мы находим множество примеров скрещивания культур мордвы и татар. Особенно детям нравится узнавать про заимствования. Заимствования из тюркских языков в мордовские на протяжении долгих веков сохранились практически без изменений. Учащиеся с интересом наблюдают за заимствованной лексикой в разговорной речи. Вот несколько примеров татарских заимствований в мокшанском языке: татарское «чибяр»- мокшанское «цебярь», татарское «кунак»- мокшанское «конак», татарское «чумара»- мокшанское «цѐмара», татарское «сабын» - мокшанское «сапонь». Учащиеся обнаруживают, что есть и мордовские заимствования в татарском языке, особенно в мишарском диалекте, на котором разговаривают татары Рузаевского района Республики Мордовия. Это «пизел»- рябина, «пангы»- гриб, «цярахман»»- град и т.д. В ходе исследовательской работы учащиеся приходят к выводу, что абсолютно разные языковые культуры имеют так много общего. Благодатным материалом для поликультурного воспитания являются и уроки литературы. На уроках внеклассного чтения учащиеся знакомятся с творчеством мордовских и татарских поэтов и писателей. Например, при изучении творчества М.Ю.Лермонтова они узнают о малоизвестном татарском поэте И.Ю.Башмакове, уроженце села Верхний Урледим Рузаевского района Республики Мордовия. Учащиеся с особым интересом проводят сравнительный анализ стихотворения М.Лермонтова «И скучно, и грустно…» и стихотворения И. Башмакова «Для чего?». Именно на таких уроках и ведется диалог культур, способствующий формированию поликультурного воспитания. Учащиеся нашей школы проявляют неподдельный интерес к языковым особенностям друг друга. Представители мордовской национальности с увлечением изучают татарский язык в рифмах. А дети-татары любят петь мокшанские песни, с увлечением знакомятся с творчеством мордовских композиторов.

Работа нашей школы направлена на образование и воспитание человека, глубоко уважающего культуру, историю, обычаи и традиции других народов. Мы стараемся вынести что-то доброе и полезное из культуры других народов. И нам всем нужно бережно хранить наследие своих предков, а также благожелательно относиться к языку, религии, обычаям представителей других национальностей. Таким образом, поликультурное образование позволит не только воспитать высоконравственного и толерантного человека, вызвать интерес к национальной культуре других народов, но и подготовить его к решению общечеловеческих задач в поликультурном мире.



Литература:

1. Баязитова Ф.С. Праздничные и бытовые обряды татарского народа. - Казань, 1995.

2. Вершинин В. И. Этимологический словарь мордовских (эрзянского и мокшанского) языков. Йошкар-Ола, 2004.

3. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998.

Комментарии

  1. Спасибо за статью! Мне этот материал очень интересен.
    Согласна во всём с автором статьи.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересный материал. Узнала много нового о культурных традициях мордовского и татарского народа.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за статью. Действительно, очень важно научить детей разных национальностей жить в мире, поэтому и необходимо прививать своим ученикам уважение к истории, обычаям и традициям других народов.

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересный материал для филологов! Воспитание толерантного отношения друг к другу- это тоже очень важный аспект для подрастающего поколения.

    ОтветитьУдалить
  5. В статье даны конкретные примеры проведения уроков, способствующих формированию толерантной поликультурной личности. Такая работа крайне необходима в школе, где в каждом классе учатся дети разных национальностей.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий