Проведение уроков русского языка и литературы в современной школе с использованием педагогических технологий как условие обеспечения современного качества образования

Савенкова Алина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Центр Образования – Средняя общеобразовательная школа №12


Аннотация: в докладе представлена информация об основных педагогических технологиях, которые используются в современной школе на этапах уроков русского языка и литературы; рассмотрены условия применения данных технологий и их реализации.

Ключевые слова: технология, метод, прием, учитель, ученик, педагогическая задача, педагогическая деятельность, учебная деятельность, образовательный процесс, компетенция, личность, средство обучения, поисковая деятельность, творческая деятельность.

В современном мире общество развивается очень быстро и стремительно, и приходящие в системе образования новшества и требования просят от учащегося способности быстро привыкать к новейшим условиям, находить оптимальные решения тяжелых вопросов предмета, проявлять гибкость, творческую инициативность, не теряться в ситуации неопределенности, уметь и стараться налаживать эффективные коммуникационные связи с различными людьми и при этом оставаться нравственно грамотными.

Стоит обратить особое внимание на то, что на этом этапе развития социума перед любым современным учителем поставлена следующая задача: стараться всесторонне развить личность ученика, который будет обладать нужным количеством знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в последующей самостоятельной жизни, и именно поэтому педагогам следует целиком и полностью овладеть абсолютно всеми педагогическими технологиями, с помощью которых возможно реализовать все новые требования и стандарты системы образования.

Педагогическая технология – это отработанная система совместной учебной и педагогической деятельности по планированию, организации и проведению успешного учебного процесса с безупречным и своевременным обеспечением комфортных условий для абсолютно всех учащихся и, естественно, учителя.

В настоящее время наиболее уместным в образовательном процессе стало применение в обучении учащихся методов и приемов, формирующихумения получать, искать и находить новые знания именно самостоятельно, собирать и обрабатывать необходимую информацию, стараться выдвигать гипотезы, делать правильные выводы и умозаключения. Общая дидактика и индивидуальные методики в рамках учебного процесса призывают и позволяют решать все те проблемы, которые связаны с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения

Основным главным средством повышения качества образования считается освоение и правильное применение технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Актуальность вышеуказанной технологии заключается в кардинальных изменениях в самом образовательном процессе, понимаемом как объединение обучения и учения.

Одна функция данной технологии заключается в том, чтобы «учить детей учиться самим», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции, самооценивания и в широком смысле слова означает способность преодолеть некоторую собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в абсолютно любой человеческой деятельности.

Вторая функция предполагает развитие в учащемся «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого открытия через творчески-продуктивную работу с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности ребенка.

Проблемное обучение
При активизации познавательной деятельности у учащихся и повышении их грамотности следует создавать на уроке чувство новизны информации, некоторого удивления, которое должно в последующем стать источником стремления к самостоятельности при решении поставленных задач. Этому хорошо способствуют разного рода поставленные учителем проблемные ситуации во время урока.

Технология проблемного обучения – это определенная форма организации учебно-воспитательного процесса с использованием проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают процессу обучения поисковый, исследовательский и несколько интерактивный характер.

Проблемная ситуация (или вопрос) имеет особую ценность при условии соответствия задания возрастным, интеллектуальным и психологическим особенностям школьника.

Данную технологию удобнее использовать при объяснении нового материала, преподнесении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для последующего исследования, анализа, поиска. Специфика предмета литературы заключается в том, что в художественном произведении почти всегда уже поставлена какая-либо проблема, созданная самим автором произведения. Результат такой работы - есть повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-поисковой и информационной компетентности учащегося.

Технология проблемного обучения имеет массу преимуществ: способствует развитию умственных способностей учащихся, самостоятельности, развивает интерес к изучаемому предмету, труду.

Образовательные технологии деятельностного типа

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения держится на системно-деятельностном подходе, именно поэтой причинесегодня наиболее используемым в современном образовательном процессе сталоприменение в обучении приемов и методов, формирующих умения самостоятельно получать новые знания, обрабатывать полученную информацию, собирать необходимые данные, не бояться выдвигать гипотезы.

Системно-деятельностный подход направлен на развитие личности учащегося, формирование гражданской позиции, патриотичности. Обучение в данном случае должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

В своей практической деятельности можно использовать всевозможныеварианты следующих педагогических технологий деятельностного типа:

технология проектного обучения,

педагогические мастерские,

здоровье сберегающие технологии;

информационно-коммуникативная технология

Технология проектного обучения


Технология проектного обучения: на уроке литературы учащимсяможно предложить создать презентацию на какую-либо определенную тематику. Ученики, используя помощьсвоего учителя, строят план своей работы, пишут план, проект, осуществляют подбор необходимых материалов, готовят презентацию и показывают ее на уроке. Для проведения школьных праздников создаютсяспециальные тематические презентации.

Работа по методу подобных проектов является, на мой взгляд, является педагогической деятельностью высокого уровня, который предполагает профессионализм учителя. Наибольшее количество общепринятых методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: учителя, ученика или группы учащихся и учебного материала, чего для реализации учебного проекта совсем не достаточно.

Работа над созданием презентации предоставляют возможность каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя — научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать и оценивать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение разыскивать пути разрешения поставленной задачи, развивает исследовательские и поисковые умения у учащегося.

Педагогическая мастерская это такая форма обучения учащихся, которая создает условия для следования каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного поиска или коллективного (группового) открытия.

Основой открытия информации в любой сфере в мастерской является творческая деятельность каждого ученикаи осознание закономерностей данной деятельности.

Урок-мастерская – это занятие в атмосфере уникального специально организованного учебного процесса. В данном случае учащиеся собственными силами добывают и осмысливают знания по изучаемой дисциплине.

Эта технология, при которой знания выстраиваются учеником, а не даются учителем. Учащиеся в данном случае без посторонней помощи формулируют тему урока, находят нужные и эффективные способы решения поставленных задач, мыслят творчески и разносторонне.

Педагогическая мастерская предполагает сочетание разных форм работы учащихся: здесь и работа в группах, и индивидуальная деятельность, и, конечно же, фронтальная.

Здоровьеcберегающие тeхнологии

В соответствии с Законом «Об образовании» одним из главных направления в аспекте образования является укрепление, сохранение здоровья школьника.

Кроме общепринятых здоровьесберегающих технологий (соблюдение норм гигиены, правильное распределение нагрузки, соблюдение норм по использованию компьютерной техники) можно предложить, например, небольшие физминутки. Существуют специальные небольшие шуточные стихотворения по изучаемым темам, которые проговариваются во время такой расслабляющей деятельности. Можно предложить учащимся самостоятельно придумать подобные стихотворения по определенным темам.

Кроме того, не лишним будет обсуждение пословиц и поговорок о здоровье (например, в 5 классе при изучении темы «Не с глаголами»).

В конце урока следует проводить рефлексию, способствующую снятию напряжения, эмоциональной нагрузки, а также увидеть степень усталости учащихся.

Урок-презeнтация в современной школе – самая распространенная форма донесения учебного материала. Презентация стала очень удобны, эффективным методом передачи материала.

Большая часть уроков-презентаций по русскому языку направлена на иллюстрирования материала, объясняемого учителем (слайд может содержать примеры, ключевые слова, правила).

Кроме того, слайды могут содержать вопросы по изучаемой теме, ответы на которые можно предложить дать ученикам; помимо этого, на слайдах целесообразно представление промежуточных выводов по определенным вопросам и темам.

Использование в педагогической деятельности уроков-презентаций существенно влияет на образовательный процесс: уроки проходят более оживленно, расширяется общий кругозор школьников, их знания обогащаются.

Технологическая карта как способ проектирования урoка, реaлизующего сиcтемнo-дeятельнoстный пoдхoд

Технологическая карта урока – это относительно новый вид методической работы, который обеспечивает эффективное и качественное преподавание уроков в школе, даeт возможность дoстижения прoектируемых итoгов освoeния основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС втoрого пoколeния.

Обучeниe c использованием технологической карты предоставляет возможность организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных, личностных умений (УУД), в соответствии с трeбованиями ФГОС втoрого пoколения, cущественно сoкратить врeмя нa подгoтовку учитeля к урoкам.

Зaключeние

В наши дни трудно встретить учителя, который не стремился бы к тому, чтобы его ученики развивались как индивидуальности, раскрывались как личности, именно поэтому переход от классической модели образования просто необходим.

Но стоит сказать, что инновационные методы и методы давно используемые (традиционные) должны применяться смешанно. Только при этом главном условии образовательный процесс будет плодотворным, взаимосвязанным и цельным.


 


Использованные источники

1. Сорокина, О. А. Технология проблемного диалога на уроках русского языка и литературы : приемы создания проблемной ситуации / О. А. Сорокина // Литература в школе. – 2015. – № 1. – С. 31–34.

2. Методика преподавания литературы : учебник для пед. вузов : в 2-х ч. Ч. 2 / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. – М. : Просвещение, 2004. – 288 с.

3. Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 c.

4. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе / И. М. Чередов. – М. : Просвещение, 1989. – 160 с.

5. Хуторской, А. М. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. М. Хуторской. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 627 с.

Комментарии

  1. Алина Дмитриевна, согласна, гармоничное, методически грамотное сочетание инновационных и традиционных методов сегодня как никогда актуально и востребовано. А это очень длительный путь постижения методической и технологической гармонии.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне, как молодому специалисту, интересно осваивать и применять педагогические технологии, анализируя свою работу, анализируя работу своих учеников, искать и находить более или менее подходящую технологию для того или иного типа и этапа урока.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Алина Дмитриевна! Думаю, сочетая современные педагогические технологии можно повысить мотивацию обучающихся к нашим предметам.

    ОтветитьУдалить
  4. Несомненно, одной из важных ступеней в современном образовании является именно мотивация.

    ОтветитьУдалить
  5. Согласна с тем, что инновационные методы обучения должны применяться совместно с методами традиционными, только тогда учитель добьётся успеха.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Именно так, согласна с Вами. Только в гармоничном использовании традиционных принципов с технологиями современными можно достичь успеха в обучении.

      Удалить
  6. Алина Дмитриевна, спасибо за представленную характеристику основных педагогических технологий, которые возможно использовать на уроках русского языка и литературы, а также условий их применения и реализации.
    Не могу не согласиться с вами, коллеги, что необходимо методически грамотное сочетание инновационных и традиционных методов обучения.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за оценку.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за материал! Сегодня, пожалуй, нет такого учителя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным. Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы помогает научить школьников чувствовать слово и думать над ним, искать в нем истинный смысл, выражать себя в творчестве.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо, Алина Дмитриевна, за то, что сжато и конкретно изложили информацию о педагогических технологиях. Теоретическое знание современной методики преподавания русского языка и литературы позволит на практике найти верные методы работы с современными учащимися.

    ОтветитьУдалить
  10. Действительно, современные педагогические технологии делают наши уроки интересными и творческими. Спасибо Алина Дмитриевна за интересную статью.

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за материал. Полезная информация о педагогических технологиях на уроках русского языка и литературы.

    ОтветитьУдалить
  12. Алина Дмитриевна, спасибо за интересный материал. Действительно, на уроке необходимо сочетать классические и инновационные подходы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина Дмитриевна, чувствуется, что все представленные технологи вы пропустили через свой педагогический опыт , конечно выбор всегда за педагогом, но обязательно с учетом возможностей и способностей его обучающихся. С уважением Вертилецкая Инга Геннадьевна

      Удалить
  13. Спасибо Алине Дмитриевне за краткий обзор педагогических технологий, которые дают возможность сделать современный урок живым и интересным.
    С уважением, Маркина Елена Николаевна.

    ОтветитьУдалить
  14. Согласна с Вами, несомненно так. Можно достичь успеха в обучении только в гармоничном использовании традиционных принципов с современными технологиями .

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо за материал.Современный учитель всегда готов к инновациям, творчеству, повышению собственного образовательного уровня. Он обязан владеть новой методикой преподавания предмета. Только при соблюдении этих условий возможно органично включать инновационные методы обучения в учебный процесс и периодически их использовать вместе с традиционными.

    ОтветитьУдалить
  16. «Когда я как владелец малого бизнеса в сложной ситуации подавал заявку на ссуду для покупки своего здания, обычные банки сказали, что не могут мне помочь. Г-н Бенджамин, кредитный специалист, сел со мной, выслушал мою ситуацию и решил, что я стою рискуем. Вот и мы, 5 лет спустя, и я только что продлил свой кредит еще на 7 лет. Я не смог бы купить свое здание без помощи г-на Бенджамина, и буду им навсегда обязан им за то, что они дали мне шанс, когда никто другой не стал бы ".
    Я порекомендую вам связаться с кредитным специалистом г-ном Беном по приведенной ниже информации, если вам понадобится финансовая помощь. Г-н Бен Контактное лицо Whats-App: + 1-989-394-3740, а также электронная почта: 247officedept@gmail.com

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий