Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка средствами системы РО Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова и заданий творческого характера

Крапивина Н.Ф.,
учитель начальных классов МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №39» г.о. Саранск

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Остановимся на предмете «Русский язык», так как в начальном обучении этот предмет занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его "проживания" в детском обществе.

Опираясь на многолетний опыт работы по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова можно сказать, что учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование всех групп универсальных учебных действий. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию компонентов учебной деятельности и познавательных действий наиболее частотны. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Рассмотрим несколько примеров заданий, направленных на формирование познавательных учебных действий.

Сравнение звуковых моделей слов на первоначальном этапе.

(Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. стр. 28)
-Сравните модели. Что общего?( 3 звука)
-Что изображено на первой картинке?( кол)
-Найдите слово, у которого такой же первый звук.( кот, конь)
-Какими звуками различаются эти слова? ( 3)
-Что изображено на картинках во второй строке?( руль, лес)
-Чем похожи?(3 и 1 звуки одинаковы)
-Найдите такую пару слов, у которых тоже 1 и 3 звуки одинаковы.( шут, душ)

(Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. стр.35)
-Что изображено?( сом)
-Сколько звуков в этом слове?( 3)
-Чем схожи и отличны модели слов?( у всех 3 звука, первый звук разный)
-Образуйте новые слова, чтобы они различались первым звуком.
(сом- лом-ком-дом-ром)

Постановка учебной задачи. Введение понятия звонкие-глухие согласные.

(Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. стр.40)
-Назовите первое слово(косы)
-Что изображено на другой картинке?( козы)
-Слова одинаковые или разные?( разные)
-Составим звуковые модели и сравним их.( для удобства сравнения модели располагаются одна под другой)
-Что можете сказать о звуковых моделях? Разные или одинаковые?
-Но слова то разные, значит, должно быть какое-то различие. Создаётся ситуация «интеллектуального разрыва». Фиксируется в знаково- символической форме.
-В чём? Может в ударении? (нет)В количестве слогов?( нет)

Дети говорят, что слова различаются 3 звуками: «с» и « з»
-Давайте понаблюдаем за этими звуками. Произнесите. Есть ли у них что-то общее? Удивительно: органы речи расположены одинаково при произношении обоих звуков.
-И всё-таки это разные звуки. Чем же они отличаются? Скажите шёпотом «З», что слышите?(«с»)

Вывод: оказывается различие в том, из чего «делаются» эти звуки. Один произносится с голосом, другой - без участия голоса. Такие согласные, которые произносятся с голосом, называются звонкими, а те, что без голоса- глухими. О таких звуках говорят, что они составляют пару звонкий-глухой.

-Давайте подумаем, как будем отличать в модели звонкость- глухость согласных звуков.( предложения детей)
-А дядюшка Ага предлагает добавлять звоночек в верхнем левом углу для звонких согласных.

Постановка учебной задачи на обозначение звуков буквами. Введение букв а,о как значков для обозначения звуков «а», «о».

( Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь. стр. 50)
- Предлагаю вам составить звуковые модели слов палка и полка.
Дети составляют звуковую модель, характеризуя каждый звук.
(Дети замечают, что модели получились одинаковые, а слова разные)
-Значит, к одной и той же модели можно подобрать разные слова?
- Давайте сравним звуки. Оказалось, что все звуки, кроме [а] и [о] одинаковые.




?

- А как же узнать тогда, где слово палка, а где полка? Значит, наша запись неудобна, т.к. годится для разных слов.
-Ребята, как на модели показать, что слова разные?

Дети предлагают свои значки для различения звуков [о] и[а] (закрасить в разные цвета, нарисовать на значках звука разные фигурки)
- Смогут ли те, кто не придумывал их вместе с нами, прочитать наши слова полка и палка?
- Нет, не смогут.
- Если наши значки не всем понятны, можем ли мы ими пользоваться?
- Нет.
- А кто знает, какими значками люди обозначают звуки?
- Буквами.
- Если мы хотим научиться читать и писать по-русски, то мы должны пользоваться общепринятыми значками – буквами, понятными всем русским людям. Иначе наше письмо не будет понятно для других.
- Итак, в чем же состоит теперь наша главная задача? Чему нам надо научиться?
-Нам нужно научиться обозначать звуки буквами.
-Какую проблему мы решали на уроке?

Какими значками, понятными для всех, нужно обозначать звуки.

Работа строится через сравнение и анализ слов и звуковых моделей. Ставится учебная задача на обозначение звуков буквами. Выбирается значок для обозначения звука «а»- буква а, для обозначения звука «о»-буква о.

В тетрадях к букварю Олисовой Л.Г представлена целая система заданий, направленных на формирование логических умений:

· Логические квадраты, где даны изображения в строгой закономерности. Сначала предметы отличаются друг от друга 3-мя признаками, затем задания постепенно усложняются и предлагается творческий уровень: придумай сам логический квадрат.

· Задания, развивающие творческое воображение (На что похоже? Дорисуйте.)

· Задания на развитие таких мыслительных операций, как анализ, сравнение (Дорисовать относительно оси симметрии)

· Письмо печатных букв идёт группами, предваряется вопросами Что общего? Чем различны?

· В прописях на клетчатой разлиновке отведено место для графических диктантов.

Даже такое небольшое количество заданий показывает, что обучаясь по системе Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, моделированием, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова представляет большие возможности для формирования познавательных универсальных действий. Но, конечно, есть много упражнений и заданий, которые учитель сам подбирает и предлагает детям. Главное, чтобы работа проводилась в системе, по спирали от простого к сложному.

Опираясь на свой опыт работы, хочу представить некоторые виды познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках.

Задания, направленные на формирование логических УУД

Составь слово. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.

1. Глухой – ф, звонкий -…
2. Предпоследняя буква в слове “ветер”.
3. Стоит за буквой Р.
4. Суффикс в слове “речной”.
5. Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.

Запиши первую букву каждого слова, переставь буквы местами и узнай название объекта.
• Место, где учатся дети.
• Любимое время отдыха школьников.
• Подземный вид транспорта.
• Наука о красноречии.
• Тройная буква в слове ананас.
• Известный сказочный доктор.
• Тройная буква в слове колокол.

Что получилось? ( ромашка) . В качестве объекта анализа для первой и второй группы выступит слово ромашка с различных точек зрения, а для третьей группы не слово, а сам цветок.

1- исследуйте слово с точки зрения русского языка
2- с точки зрения художественных объектов
3- с точки зрения естествознания и медицины.

Формирование умения выделять существенные признаки.

Из ряда слов нужно выбрать только два, которые обозначают главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.
а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
г) Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
е) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
и) Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Это упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.

Формируемые логические УУД : анализ объектов, формирование умения выделять существенные признаки

Подбери нужное слово:
кровать — лежать, стул — …
малина — ягода, девять — …
человек — ребенок, собака — …
овца — стадо, буква — …
воробей — птица, окунь — …
волк — пасть, птица — …
растение — семя, птицы — …
бежать — стоять, кричать — …

Формируются отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого,

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
автомобиль, тормоз — автор
колос, роза, вата — …
кора, лото, боксер — …
баран, рана, банка — …
Формируемые логические УУД: анализ, синтез.

Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.

Сосна, клен, ясень, тополь.

Методика проведения такого задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам предлагается такой подбор слов, при котором « лишним» может быть любое из предложенных четырёх.

Ответ:1) сосна- хвойное дерево, а остальные лиственные
2)клён- 1 слог
3) клён- слово без орфограммы, у остальных орфограмма «безударная гласная в корне»
4)ясень- начало на гласную букву, у остальных на согласную
5)сосна-сущ. 1 скл., а остальные – 2 скл.
6)сосна-сущ. женского рода, а остальные мужского

Формируемые логические УУД : сравнение, анализ, обобщение.

Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Ответ: Объединить- гл., а остальные сущ.
Какао- несклоняемое среди сущ., другие склоняемые
Колонны- сущ. мн. ч., остальные ед. ч.
Костюм-сущ. м. р., остальные –женского
 

Найди общее у следующих слов:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)

Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

Раздели на группы.
-Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?
Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов:
Голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак.

Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка.
Ответ: Предложенные слова группируются:
1) начинаются на звонкий или глухой согл.
2)начинаются на мягкий или твёрдый согл.
3)ударение падает на первый слог или на второй
4)заканчивается на « а» или «я»
5)по количеству слогов-1, 2, 3 слога
6)по родам –общий , мужской, женский
7) по наличию орфограмм
Формируемые УУД: логические, выбор оснований для классификации объектов, группировка. Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Систематизация.

Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза.

Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

В качестве основания для систематизации может быть тема - инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Развиваем логику

По определению найди слово:
Хрустящий, зелёный пупырчатый;
Маленькая, пугливая, компьютерная;
Интересная, толстая, библиотечная;

Придумай два аналогичных примера

Закодированное слово.

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова скрываются под номерами:

2780   37281
   4756101

Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание. Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.

Игры в загадках.

Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Загадки не только расширяют кругозор детей, развивают и обогащают речь, но и способствуют формированию логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). В систему работы на уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Это анаграммы, метаграммы, шарады, логогрифы, омографы, омонимы.

Шарады

Шарада – это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на части, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар + ус, фа + соль).

Первое слово над чайником тает,
Второе – у папы растет над губой.
А целое – ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с собой.
(Парус)

Первое – нота,
Второе – то же.
А в целом – на горох похоже.
(Фасоль)

Первая цифра стоит в середине,
буква сначала и буква с конца.
В целом – леса, города, равнины
К целому полны любовью сердца.
И, коли, вражья надвинется рать,
Целое будем мы все защищать. 

(Родина)

Логогрифы.

Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв или слогов.

Известное я блюдо,
Но лишь прибавишь «м»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(уха – муха)

Его откроешь – и вода
Из него польется.
Добавишь «э» – и тогда
В кинотеатре он найдется.
(кран – экран)

С «т» - играем в бадминтон,
А без «т» - летаем в космос.
(ракетка – ракета)

Омографы.

Омограф – загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные по значению. Для разгадывания нужно правильно перенести ударение с одного слога на другой.

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение –
И превращусь в конфетку.
(ирис – ирис)

Ставь на первом ударенье –
Будет зданье, без сомненья,
А поставь ты на втором –
Сохранит оно твой дом.
(замок – замок)

Омонимы.

Омоним – загадка, в которой задуманными являются одинаковые на вид и по звучанию слова, но с разными значениями.

Я журчу, журчу, журчу,
Глядь – и я в замке торчу.
(Ключ)

Первые все мы в игре набираем,
Если их больше – в игре побеждаем.
Зренье вторые нам все улучшают,
Летом от солнца глаза защищают.
(Очки)

Анаграмма. 


Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт

Кулон- Автор- Коршун-

Анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова. Начать можно с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

Составь слова из следующих букв:

а) к, о, с          а) е, р, о, м
          а) л, а, н, е, п
б) у, д, б
          б) ш, а, к, а          б) к, ч, а, р, у
в) м, р, и
          в) а, к, у, р          в) ч, а, к, о, к
г) т, о, р
          г) б, о, н, е          г) п, о, г, и, р
д) ы, с, р
          д) а, с, о, к          д) р, о, д, о, г
е) д, м, ы
          е) д, а, в, о          е) к, к, о, а, ш

Ответ: а) сок, дуб, мир, сыр, дым; б)море, каша, рука, небо, коса, вода; в)пенал, ручка, кочка, пирог,город,кошка.

Далее задание усложняется.

Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее.

1) с, л, у, т
          2) ш, у, г, а, р           3) с, б, а, а, к, о

ш, а, ф, к
          ё, р, а, з, б, е           о, о, р, к, а, в

ж, о, а, к, л
          б, я, я, о, л, н           ш, к, к, о, а

к, ь, в, а, р, т, о
          н, о, и, л, м           в, ь, я, и, с, н

с, л, т, о
          а, с, в, и, л          я, а, ц, з

Ответ: 1)стул, шкаф, ложка, кровать, стол; 2) груша, берёза ,яблоня ,лимон, слива; 3) cобака, корова, кошка, свинья, заяц.

Метаграммы. Отгадайте зашифрованные слова, которые различаются только одной буквой.

С Б – я плачу,
С Р – играю,
С С – я пищу посыпаю.
(Ответ: боль – роль – соль)

С «г» - её на винт накрутят,
С «л» - конечно, лает,
С «м» - одежда, но не греет,
С «з» - от волка убегает.
(гайка – лайка – майка – зайка)

С глухим шипящим – кругл, как мяч,

Со звонким – как огонь, горяч.

(шар – жар)

Файндворд. Термин этот происходит от английского «find word» – «найди слово». Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд.

Найди в предложениях термины русского языка

Скоро деревья покроются зелёной листвой.

Иванов Стёпа дежурит очень добросовестно.

На заводе мячи сложили в ящик и отвезли в магазин.

Ответ: род, падеж, число.

Эти упражнения очень похоже на привычные нам ребусы. Они учат анализировать, синтезировать различные комбинации, классифицировать и обобщать.

Цифровой диктант.

Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции

Буквенный диктант.

Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).

1. Как называется часть суток после ночи? (утро – У)

2. Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)

Синквейн. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Книга Друг

Мудрая, полезная Надежный, верный

Читаем, узнаем, размышляем Уважает, помогает, советует

Книга- мой лучший друг Друг в беде не бросит

Учитель. Счастье.



Формируемые УУД: развитие общеучебных универсальных действий, в частности осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, рефлексия, обобщения понятий, умение высказывать своё мнение и делать выводы.

Инсерт. Один из приёмов технологии критического мышления. Очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения.

" V " - уже знал

" + " - новое

" - " - думал иначе

" ? " - не понял, есть вопросы

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста записи обсуждаются. Более старшие дети могут заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Формируемые УУД : общеучебные, умение структурировать знания, рефлексия, контроль и оценка процесса.

На развитие общеучебных универсальных действий, в частности осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме направлен ряд следующих творческих заданий:

1) Восстановление деформированного текста.

Из данных предложений составь рассказ, запиши его.

У него голубая крыша и длинная ножка. А живёт в домике весёлая птица скворец. Стоит у нас в саду домик. Скворец всё лето поёт, а осенью улетает. Кто же там живёт?

2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов:

лучи, изумрудные, играть

3)«Напиши как можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы».

М…………… в……….. с………… п……………. г………… .

Мы всей семьёй пошли гулять.

В……………. у……………… в………………. м…………. .

М……………. с………………. г……………….. б……………. .

4) Сочинения на разные темы ( Например, "Счастливое воспоминание»)

5) Редактирование текста.

Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.

Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.

6) Определение границ предложений.

Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.

1. По реке плывёт лодка. И плот.
2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.

7) Составление рассказа по его началу.

1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку...

2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…

8) Собери пословицу, объясни её смысл:

Чему, не выучит, Ваня не научился, Иван того.

9)Запиши, что означают данные фразеологизмы.

Задать головомойку –

Язык проглотить -

Повесить нос –

Через час по чайной ложке-

10)Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Заварить кашу-

Жить душа в душу-

На ночь глядя-

Повесить нос-

Водой не разольешь –

Таким образом, уроки русского языка обладают большими возможностями для формирования познавательных универсальных действий. Важную роль при этом играет целенаправленная систематическая работа творческого учителя.



Литература

1. Волина В.В. Учимся играя - М. «Новая школа», 1994.

2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М.:Бладос, 2003.

3. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах (учебно-методическое пособие для учителей). Томск: Пеленг, 1992.

4. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А.Иванова. Волгоград:Учитель, 2011.

5. Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь (1-4) . М.: "Вита-Пресс", 2006.

6. Олисова Л.Г. Тетрадь. к букварю В. Репкина. №№ 1,2,3 (1-4). Томск: Пеленг, 2009.

7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей школьников. – Ярославль, 2002.

8. Шаповалов В.В. «Начальная школа» №7-2009г, « О познавательном интересе и приёмах его активизации», с.26-29.

Комментарии

  1. Спасибо автору за интересную и нужную информацию.

    ОтветитьУдалить
  2. Богатый у вас накоплен материал как для учителя , так и для ученика - хорошая база для развития функциональной грамотности учащихся. С уважением Вертилецкая Инга Геннадьевна

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий