Синонимия как средство обогащения словаря младшего школьника

Тумайкина Валентина Константиновна,
Учитель начальных классов. МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39». Республика Мордовия, город Саранск.


Одним из приоритетных направлений в обучении русскому языку младших школьников, по мнению многих ученых, является формирование коммуникативной компетенции.

Умение высказать мысль точно, ясно, красиво, умение добиться единства формы и содержания – необходимые условия культуры речи. Всего этого можно достичь, лишь вполне овладев лексическим богатством и разнообразными грамматическими средствами языка. Обогащение активного словаря учащихся составляет одно из приоритетных направлений обучения русскому языку, так как бедность словарного запаса ребенка вызывает у него затруднения при написании сочинений, описании и сравнении каких-либо объектов. Доказано, что наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст.

Сущность словарной работы в начальной школе, согласно М. Р. Львову, заключается в усвоении младшими школьниками новых слов и значений, оттенков значений, сферы употребления, многозначности, переносных значений, антонимов и синонимов. Синонимы являются ведущим средством обогащения словаря младшего школьника. Синонимические средства языка позволяют точно и образно передать мысль, избегая повтора слов, осмысливая разнообразные оттенки значений отдельных слов того или иного синонимического ряда, а также получать адекватное представление о тех явлениях действительности, которые обозначаются этими словами.

Исходя из этого, следует целенаправленно и систематически проводить работу над синонимами в начальных классах. Работа над синонимами используется в начальной школе чаще всего в связи с изучением отдельных частей речи и проводится лишь тогда, когда включается в школьные учебники. Но практическая работа лексического характера должна вестись непрерывно. Слово становится принадлежностью активного словаря школьника только в том случае, если ученик правильно понимает его значение, знает грамматические свойства, умеет правильно произносить, грамотно писать, сознательно и уместно употреблять его в своей речи.

При работе с синонимами, прежде всего, следует выявить их сходство, близость значения. Необходимо и выяснение оттенков значения, различий, для того, чтобы дети понимали особенность каждого слова и могли правильно употреблять его.

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. На этом этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин "синонимы" целесообразнее заменять термином "слова-братья" или "слова-друзья", что значит "близкие по значению слова" или "слова, которые по-разному называют одно и то же".

Уже начиная с 1 класса в сентябре, понаблюдав дождь и ливень, первоклассники раскрывают признаки каждого явления, находят, что их объединяет, чем они различаются. Собирая осенние листья, учащиеся обращают внимание на то, что у березы цвет листьев хотя и желтый, но оттенки желтого разные, а у клена, боярышника, осины листья не совсем красные (дети уже знают в этот период основные цвета спектра). Таким образом, вводятся пока неполные синонимические ряды: красный, алый, пурпурный; желтый, янтарный, лимонный. Наблюдая за явлениями, предметами окружающего мира, учащиеся уже в 1 классе имеют возможность усвоить следующие синонимические ряды: луна, месяц; холод, мороз, стужа; заря, рассвет; Все эти слова служат для описания явлений природы. Наблюдения за изменениями в природе проводятся постоянно, поэтому после введения синонимических рядов имеются все условия для закрепления синонимов и активизации словаря.

Во втором классе считаю целесообразным познакомить учащихся с понятиями: "синонимы", "синонимический ряд". Дети, учатся отличать однокоренные слова и слова-синонимы, проводится большая работа по уяснению функций синонимов в речи на основе наблюдений над ними в текстах художественных произведений. В это же время идет формирование умений в подборе точного и яркого слова для выражения мысли.

Говоря с учащимися о наличии в языке синонимов, расширяя у детей их запас, надо включить в обсуждение вопрос о том, зачем люди придумали столько близких по значению слов, а наш язык их вобрал в себя и хранит. Не лишние ли они, не правильнее ли было бы частично вычеркнуть их из словаря? Эту задачу можно решить на конкретных примерах ряда слов. Сопоставление слов, выяснение того, что лишних среди них нет, так как каждое слово заключает в себе какой-то оттенок, помогает понять, что синонимы - это слова, не только близкие по значению, но и немного отличные друг от друга. Потому их язык и хранит, позволяя нам точно выражать свои мысли. Такое наблюдение поможет детям учиться чувствовать слово, более осознанно подходить к его выбору.

На этом этапе учащиеся подбирают синонимы к словам, объясняют их значения, выясняют оттенки значений, различия между словами-синонимами. Обычно при подборе синонимов школьники располагают их по нарастающей степени качества: большой, огромный, громадный.

В третьем классе важно акцентировать внимание детей на использовании синонимов в собственной речевой деятельности, а также на исправлении ошибок. На этом этапе целесообразно вместе с учащимися составить памятку обобщенного характера:

1. Синонимы - это слова, которые по-разному называют один и тот же предмет (грусть -печаль), один и тот же признак (грустный - печальный), одно и то же действие (грустить -печалиться).

2. Синонимов в одном ряду может быть два, три и больше (печальный - веселый - грустный; смелый - бесстрашный - храбрый - мужественный - отважный).

3. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

Работа с синонимами - наиболее важная область словарной работы. Подстановка к незнакомому слову синонима - один из продуктивных способов толкования значения слов. Следует добиваться от учащихся понимания, чем один синоним отличается от другого. Например, важно, чтобы учащиеся понимали, что слово буря, ураган, шторм не только близки по смыслу, но и отличаются смысловыми оттенками. Для уточнения лексического значения этих слов необходимо обратиться к толковому словарю: буря - это сильный разрушительный ветер, часто со снегом; ураган - это необычная по силе буря; шторм - это сильная буря на море.

Умение пользоваться синонимами является навыком сложным, и формируется путем разнообразных упражнений.

Система упражнений с синонимами складывается из таких элементов:

обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами - синонимами;

подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, выяснение оттенков значений; специальные упражнения с синонимами; активизация синонимов, т.е. использование в речи; исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов: замена неудачного слова другим синонимичным ему и более уместным в данном тексте.

При подготовке к написанию изложения, сочинения можно использовать «Лото синонимов».

1 толстый
2 подходящий
3
небольшой
4 пузатый
5 драгоценный
6
малый
7 крошечный
6
пустой
9 незанятный
10 полный
11 широкий
12 воздушный
13 крохотный
14
лёгкий
15 любимый
16 просторный
17
ценный
18 пухлый
19 упитанный
20 маленький
21
невесомый
22 крохотный
23 удобный
24 малюсенький
25 дорогой
26
жирный
27 микроскопический


Каждый ученик имеет карту и кружочки (синие, красные, жёлтые). К карте приложен мешочек со словами. Ученик вынимает из мешочка, например, слово маленький, а ученик кружочками одного цвета покрывают клеточки 3,6,7,13,24,20,27. Кто покроет кружочками всю карту, тот выигрывает.

Работу над синонимами, помимо специальных упражнений, можно проводить на материале любого текста. Необходимо лишь подобрать слова и продумать виды упражнений.

Эффективным средством ознакомления с синонимией является проблемность в обучении, создание на уроке ситуаций затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию высказанных предложений. Проблемными являются такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные для себя, но для решения которых у них недостает каких-то знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение.

Важно эмоционально настроить учащихся, подготовить их к восприятию нового, заставить их думать над тем, что предстоит узнать, как новая информация получила свое выражение.

Работа над синонимами, начинающаяся с 1 класса, открывает возможности комплексного усвоения таких смежных разделов языкознания, как словообразование и лексика, грамматика и лексика, лексика и стилистика. При таком подходе основной чертой учебного процесса становится не механическое запоминание, а сознательное усвоение и употребление синонимов.

Первоначальная база закладывается в начальной школе, без нее невозможно качественное овладение нормами русского литературного языка. Это не значит, что все синонимы должны быть усвоены учащимися в начальных классах. Однако, если работу с синонимами проводить в начальной школе систематически, то словарный запас детей обогатится на 300 – 500 слов в год. В процессе изучения синонимов учащиеся начальных классов должны овладеть следующими умениями:

1. Различать в речи близкие по смыслу слова.

2. Подбирать к данным словам синонимы.

3. Заменять в тексте то или другое слово соответствующим синонимом.

4. Самостоятельно употреблять в готовом тексте подходящее по смыслу синонимическое слово.

5. Самостоятельно выбрать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли наиболее подходящий синоним.

Залогом успеха в изучении младшими школьниками синонимичных слов является специальная работа, проводимая на уроках русского языка, в ходе, которой учащиеся получают сведения о синонимах, их свойствах и особенностях употребления в речи. Исследование показало, что у школьников возрастает интерес не только к содержанию речи, но и к ее форме, то есть они начинают более глубоко ориентироваться в вопросах лексики, в частности в вопросе синонимии слов. Все это способствует увеличению словарного запаса младших школьников, повышению общелингвистических интересов и развитию культурологического аспекта изучения языка.



Литература

1.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.,1985. С.38-72.

2.Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.,1987.

3. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа. 1995.№6. С.45-50.

4. Александров А. М. Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи: Пособие для учителя 2 класса. —М.: Просвещение, 1970. —256 с.

Комментарии

  1. Автор знакомит с системой работы по развитию коммуникативной компетенции.Особое внимание уделяет обогащению словаря учащихся начальной школы с помощью синонимов.такая кропотливая и ежедневная работа должна принести хорошие результаты.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий