Русский язык и русская культура в дошкольном образовании : идеология, эффекты и перспективы
Пескова Е.М.,
педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 14» г.о. Саранск
saransk.e@mail.ru
В современном мире все более остро встают социально-культурные проблемы общества : утрата этнокультурной идентичности, потеря базовых ценностей, разрыв и отчуждение между поколениями, рост противоправных групп, засорение речи сленговыми словечками, жаргонизмами, неоправданным и чрезмерным употреблением иностранных слов, бедность словаря (ушли из речи пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые слова) и многое другое.
Эти проблемы в первую очередь связанны с потерей основ национальной традиционной народной культуры.
Об умственном здоровье народа и общества можно судить по состоянию его языка - чем язык беднее, тем ниже умственное развитие его носителя. Культура использования языка, культура речи - это важнейшая часть общей культуры человека. Надо помнить, что язык - это не что-то существующее вне человека, в словарях и книгах. Язык - это и есть сам человек, его душа, его мысли и чувства.
Наиболее эффективным способом включения традиционной народной культуры в образовательный процесс является метод целенаправленного постепенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным особенностям личности ребенка.
Основным аргументом в пользу необходимости использования традиционной культуры в образовательном процессе дошкольного детства, является тот факт, что традиционная народная культура является непревзойденным эталоном многовековой социальной практики.
В процессе воспитания детей на народных традициях развивается национальное самосознание, уважение к своему народу.
Детский фольклор – прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. Он дает детям интонационно-поэтическую, образную форму общения, несет в себе глубокий жизненный смысл.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности. Дошкольники не бояться допускать ошибки в произношении слов. Для ребенка язык – способ научиться выражать свои чувства, представления, пожелания. Он учится говорить, обижаться, хвалить, говорить правду, приказывать, просить, ссориться, мириться и т.д. Через язык ему представляются культурные, моральные, религиозные и другие общественные представления.
Наилучшие результаты в овладении языком достигаются при оптимальном соотношении особенностей :
- личности ребенка : медлителен он или подвижен, каким типом запоминания обладает, каков темперамент, уровень уверенности;
- личность преподавателя : насколько хорошо он владеет русским языком, имеет ли актерские способности, каким видам речевой деятельности отдает предпочтение, в какой роли («отца» / «матери», друга, партнера и т.д.) выступает в процессе обучения, какой у него характер, насколько он открыт для общения, готов ли поступиться своей личностью на занятиях ;
- методики преподавания : каковы типы и состав учебных пособий, какой объем образовательного материала и какими методами предполагается донести его до детей, какими порциями, в каком темпе, как будет выстроена взаимосвязь материалов, как предполагается посвятить в методику дошкольников, чтобы сделать их своими союзниками ;
- поддержка семьи : в какой степени родители владеют русским языком, практикуется ли знакомство с народной культурой (записи песен, музыки, фотографии, книги).
Главная задача дошкольной педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас детей, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить дошкольникам русскую литературу как сокровище культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Издательство «Лабиринт», М. , 1999. – 352 с.
2. Костина А. В. Традиционная культура : к проблеме определения понятия // Информационный гуманистический портал «Знание. Понимание. Умение» - 2009. - №4. – Культурология. – [Электронный ресурс] – URL:http://www/zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina914.11.2012)
3. Марциновский Т. Д. Психология развития, М. : Академия, 2009
4. Русский язык как духовный и культурный собиратель нации: Сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. В 2 т. Т.2 /Под ред. Е.П. Бельчиковой, Илюхиной Н.А. и др. - Самара: ООО Издательство «Книга», 2009.
5. Эльконин Д. Б. Детская психология : развитие от рождения до семи лет. – М. : Просвещение, 1995. – 348 с.
педагог-психолог МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 14» г.о. Саранск
saransk.e@mail.ru
В современном мире все более остро встают социально-культурные проблемы общества : утрата этнокультурной идентичности, потеря базовых ценностей, разрыв и отчуждение между поколениями, рост противоправных групп, засорение речи сленговыми словечками, жаргонизмами, неоправданным и чрезмерным употреблением иностранных слов, бедность словаря (ушли из речи пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые слова) и многое другое.
Эти проблемы в первую очередь связанны с потерей основ национальной традиционной народной культуры.
Об умственном здоровье народа и общества можно судить по состоянию его языка - чем язык беднее, тем ниже умственное развитие его носителя. Культура использования языка, культура речи - это важнейшая часть общей культуры человека. Надо помнить, что язык - это не что-то существующее вне человека, в словарях и книгах. Язык - это и есть сам человек, его душа, его мысли и чувства.
Наиболее эффективным способом включения традиционной народной культуры в образовательный процесс является метод целенаправленного постепенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным особенностям личности ребенка.
Основным аргументом в пользу необходимости использования традиционной культуры в образовательном процессе дошкольного детства, является тот факт, что традиционная народная культура является непревзойденным эталоном многовековой социальной практики.
В процессе воспитания детей на народных традициях развивается национальное самосознание, уважение к своему народу.
Детский фольклор – прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. Он дает детям интонационно-поэтическую, образную форму общения, несет в себе глубокий жизненный смысл.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности. Дошкольники не бояться допускать ошибки в произношении слов. Для ребенка язык – способ научиться выражать свои чувства, представления, пожелания. Он учится говорить, обижаться, хвалить, говорить правду, приказывать, просить, ссориться, мириться и т.д. Через язык ему представляются культурные, моральные, религиозные и другие общественные представления.
Наилучшие результаты в овладении языком достигаются при оптимальном соотношении особенностей :
- личности ребенка : медлителен он или подвижен, каким типом запоминания обладает, каков темперамент, уровень уверенности;
- личность преподавателя : насколько хорошо он владеет русским языком, имеет ли актерские способности, каким видам речевой деятельности отдает предпочтение, в какой роли («отца» / «матери», друга, партнера и т.д.) выступает в процессе обучения, какой у него характер, насколько он открыт для общения, готов ли поступиться своей личностью на занятиях ;
- методики преподавания : каковы типы и состав учебных пособий, какой объем образовательного материала и какими методами предполагается донести его до детей, какими порциями, в каком темпе, как будет выстроена взаимосвязь материалов, как предполагается посвятить в методику дошкольников, чтобы сделать их своими союзниками ;
- поддержка семьи : в какой степени родители владеют русским языком, практикуется ли знакомство с народной культурой (записи песен, музыки, фотографии, книги).
Главная задача дошкольной педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас детей, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить дошкольникам русскую литературу как сокровище культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Издательство «Лабиринт», М. , 1999. – 352 с.
2. Костина А. В. Традиционная культура : к проблеме определения понятия // Информационный гуманистический портал «Знание. Понимание. Умение» - 2009. - №4. – Культурология. – [Электронный ресурс] – URL:http://www/zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina914.11.2012)
3. Марциновский Т. Д. Психология развития, М. : Академия, 2009
4. Русский язык как духовный и культурный собиратель нации: Сборник трудов межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. В 2 т. Т.2 /Под ред. Е.П. Бельчиковой, Илюхиной Н.А. и др. - Самара: ООО Издательство «Книга», 2009.
5. Эльконин Д. Б. Детская психология : развитие от рождения до семи лет. – М. : Просвещение, 1995. – 348 с.
Комментарии
Отправить комментарий