Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной образовательной парадигмы

Кондратьева Ю.Н.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №17» Рузаевского муниципального района
julia091170@yandex.ru


Краткая аннотация: в статье рассмотрено понятие «здоровьесберегающие технологии» в контексте современного урока, показаны примеры их применения на уроках русского языка и литературы. Автор подчеркивает, что здоровьесберегающие технологии дают возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких образовательных результатов.

Ключевые слова: здоровьесбережение, технология, блочно-модульная система обучения, деятельностный подход, программированное обучение, ИКТ, метод «шести шляп», метод проектов.


Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Сегодня в понятие «здоровье» мы вкладываем хорошее физическое состояние человека, а также его гармоничное, самодостаточное психическое состояние и комфортное социальное положение.

На мой взгляд, первое, в чем проявляется связь образования и здоровья, – это обучение школьников вопросам здоровья, воспитание у них культуры здорового образа жизни, что созвучно национальному проекту «Образование»: формировать у школьников осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; раскрыть здоровьесберегающий потенциал педагогических технологий, урока и условий его проведения. Поэтому важная часть моей работы по здоровьесбережению – это рациональная организация урока, в котором все элементы «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования.

Задача, которые я ставлю перед собой, – это воспитание гармонически развитой личности. Формируя социокультурную компетенцию учащихся на своих уроках, я опираюсь на технологию личностно-ориентированного обучения, так как личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты учебно-воспитательной деятельности, способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

Прочно вошла в мою практику технология уровневой дифференциации обучения. На уроках применяю различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности занятий. Широко использую тексты о здоровье человека, здоровом образе жизни, спорте, туризме. Уроки русского языка дают прекрасную возможность для формирования у ребенка понимания ценности здоровья.

Много лет работая в старших классах, использую блочно-модульную систему обучения, базирующуюся на деятельностном подходе: только то учебное содержание осознано и прочно усвоено учеником, которое становится предметом его активных действий. Ученик находится постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.

Важным условием перехода на модульное обучение считаю умение школьников работать самостоятельно. Только в этом случае модульные уроки проходят эффективно. Именно поэтому практикую такую систему обучения во время подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Каждый этап моего урока представляет собой цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания.На 1 шаге я организовываю работу учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания». В это время происходит включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.Задания содержат работу с элементарными терминами, понятиями и высказываниями. Цель первого шага: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, обсуждение затруднений, формулировка учащимися темы урока и постановка индивидуальных целей.

На 2 шаге происходит освоение этой же учебной информации, но уже на уровне «понимания», поэтому задания предполагают работу, подводящую к открытию знания. Для лучшего запоминания алгоритмов действий в некоторых случаях использую приём перевода логических правил на язык образов.

Следующий шаг – освоение учебной информации уже на уровне «умения». Выполняется определенный объем самостоятельной работы, которая является элементом программированного обучения и предполагает пошаговое выполнение действия. При проверке работы ученик определяет: всё ли он понял, запомнил ли новые действия, сделал ли вывод о том, что он уже умеет. При этом каждому ребёнку обеспечивается ситуация успеха.

Четвертый шаг – это организация деятельности учащихся для предъявления результата. В случае правильно выполненных заданий учащийся получает следующий блок учебной информации. Если усвоение материала прошло не на должном уровне, ребенку предлагается изучить материал повторно, используя инструкцию или алгоритм.

Такой принцип обучения позволяет учащимся работать над всеми порциями информации по единой схеме, в одном направлении.

Одна из ключевых проблем любого обучения — проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Учитывая возможности ребенка, предлагаю ему выполнить интернет-тестирования в форме он-лайн.

На уроках литературы часто использую такой вид работы, как заочная экскурсия, который позволяет совмещать принципы здоровьесбережения и воспитательный потенциал. В канву этого вида урока легко вписывается практически любая изучаемая тема. Хорошим подспорьем является мультимедийное сопровождение. На слайдах чередуются тексты с заданиями и иллюстративный материал, имитирующий остановки в экскурсионном маршруте. Органично вписывается в структуру подобного урока и оздоровительный момент: учащимся предлагается сделать остановку в парке или сквере и размяться. Разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

Любая книга обязательно вызывает у читателя всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Мир ярок и многообразен. Мы видим его расцвеченным разными красками: желтой, зеленой, красной, синей… «Шесть шляп мышления» – один из самых популярных методов, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Смена шляп помогает увидеть один и тот же предмет с разных позиций.

Метод проектов позволяет повысить продуктивность обучения и обеспечивает его практическую направленность. В процессе выполнения проектных работ учащиеся собирают, систематизируют и обобщают богатый материал. При этом ученики обращаются к различным печатным источникам, к источникам в сети Интернет. Для проектной деятельности предлагаю следующие темы: «Образ Петербурга в русской литературе», «Переход междометий в другие части речи», «Разговорная лексика в прозе рузаевских писателей», «От Аза до Ижицы», «Функции старославянизмов в творчестве А.С.Пушкина» и другие.

В своей работе чаще использую исследовательские проекты. Они требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом, умелая организация урока и внеурочной деятельности на основе здоровьесбережения содействует сохранению здоровья учащихся, а подбор примеров, приёмов, способствует формированию у учащихся норм и правил здорового образа жизни. Как говорил великий гуманист и педагог Ж.-Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 


Список использованной литературы.

1. Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М: Просвещение, 1982. – 480 с.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2004. – 296 с.

3. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.

4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.

5. Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 147 с.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 62 с.

7. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Комментарии

  1. Спасибо за интересный материал! Конечно, здоровье - основа всего, что есть в нашей жизни. Вы верно сказали о том, что цель образования - воспитание гармонически развитой личности.
    Интересен пример использования на практике метода «Шесть шляп мышления».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Спасибо! Действительно, ребятам очень нравится изучать и оценивать литературное произведение с разных позиций.

      Удалить
  2. Спасибо за материал. Действительно, нет ничего более важного, чем здоровье. И об этом всегда должен помнить учитель.

    ОтветитьУдалить
  3. Материал статьи актуальный. Здоровье надо беречь с детства, и роль учителя в плане сбережения здоровья своих учеников немалая. В своей практике после ознакомления с Вашим докладом более системно буду использовать цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания. Спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за полезный материал! Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся иногда приходится много писать. Для учителя на первый план выдвигается задача выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Именно поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

    ОтветитьУдалить
  5. "Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной" Мишель де Монтень Во время пандемии мы это ощущаем, как никогда! Спасибо за актуальный материал!

    ОтветитьУдалить
  6. Интересная статья. Учитель на уроке должен не только обучать, воспитывать ребенка, но и думать о его здоровье, применять здоровьесберегающие технологии.

    ОтветитьУдалить
  7. Автор привлекает внимание к важной проблеме. Спасибо за практические материалы и советы.

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо всем за интересную и плодотворную работу!

    ОтветитьУдалить
  9. Юлия Николаевна, спасибо за то,что поделились своим опытом работы.Действительно, здоровьесберегающие технологии универсальны по отношению ко всем предметам, русский язык и литература не исключение.Комфортный микроклимат на уроке-важная составляющая успеха на уроке.Об этом должен помнить каждый учитель.
    С уважением, Маркина Елена Николаевна.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за интересный и актуальный материал! От здоровья детей зависит многое в успешном освоении школьной программы. Задача каждого учителя - изучить основы здоровьесберегающих технологий и оценивать свою деятельность с точки зрения здоровьесбережения своих учеников.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий