Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Лашманова Людмила Ильинична,
учитель русского языка и литературы МБОУ "Зубово-Полянская СОШ №1"


Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из самых актуальных проблем всей системы школьного обучения. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определённой суммы фактов. Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Необходимо научить школьников учиться, подготовить их к самообразованию, к самостоятельному овладению знаниями, сформировать способность видеть проблемы и искать пути их решения.

Вопрос активизации познавательной деятельности учащихся вызывает сложную проблему, которая волнует и ученых-исследователей, и методистов, и учителей-практиков.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой художественной фантазии . Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Задача учителя -лингвиста состоит в поиске новых средств работы с художественным произведением , для того чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным.

Основное направление образования в школе – адаптация учащихся в современном обществе на основе среднего образования. Приемы обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

Основной целью учителя в современной школе – научить перерабатывать полученную информацию. Учителя обязаны передавать информацию, но, не в меньшей степени, они обязаны научить их ею пользоваться, чтобы они могли создавать новые идеи. Задача учителя – учить как думать, а не только о чем думать. Если ученик не научится думать, он никогда не будет хорошим учеником. В целом нужно повышать познавательную мотивацию.

Главная задача школы сегодня не просто вооружить учеников фиксированным набором знаний, умений и навыков, а сформировать у них умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В этом направлении я стала работать в школе. Особенность этой Программы в том, что учитель только направляет ученика как работать , дает направление , а основные действия на уроке возлагаются на учеников.

Уроки свои начинаю с позитивного настроя, с пожеланиями удачного дня. Деление на группы проводим в игровой форме. Конечно учитываются вопросы, пожелания учащихся, но учитывается и тот факт, что это класс, коллектив.

Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель.

Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

На уроках русского языка я стараюсь формировать навыки критического мышления. Планируя структуру своих уроков , я продумывала, прежде всего, подбор заданий с учетом развития на всех этапах урока навыков критического мышления. Если проследить все задания можно увидеть, как постепенно происходит их усложнение, как новые задания строятся исходя из того, чему дети уже научились.

Основной технологией развития критического мышления являются вопросы, которые я включила через диалоговое обучение, которое развивает критическое мышление, через формы кумулятивной беседы, в которой каждый ученик принимал и соглашался с тем, что говорили другие, беседа использовалась для обмена знаниями по теме «Местоимение», «Разряды местоимений», «Правописание местоимений» . Применяла технику «Да, Нет», «Корзина идей». Использовала следующие стратегии «Автобус», Грани Куба, «Три правды одна ложь, Во время работы по стратегии "Грани Куба" не только готовили ответы на вопросы устно, но и выполняли «Кластер», именно эта техника использовалась мною на протяжении всех уроков, так как она даёт полный и наглядный ответ. Результат внедрения этого модуля:
- развитие навыков КМ: умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать, оценивать и объяснять
- ученики сами ищут пути решения проблем на уроке;
- повысился уровень познавательной активности на уроке;

После проведения уроков, я старалась анализировать свои действия, действия учеников, о том, на что способны ученики, я сама научилась размышлять об эффективности применяемых стратегиях на том или ином этапе урока Как учитель учила рефлексировать детей свои знания и вместе с ними анализировала свои действия на уроке. Считаю, что такой метод проведения урока очень важен, так как развитие мышления у учащихся, это основной процесс на котором базируется обучение. Я думаю, что выбранные педагогические стратегии положительно сработали. Как учитель получила новый опыт работы с учащимися, пусть я не полностью удовлетворена своими действиями, но я на то и учитель, что могу совершенствовать свою деятельность «Учитель учится всю жизнь». По старому работать я уже не смогу, а по новому буду стараться набирать положительный опыт и вносить свой посильный вклад в изменение образования. Пока я только начинаю идти по выбранному пути, но как гласит народная мудрость «Дорогу осилит идущий».

Учащиеся 7-го класса – это ученики , у которых в данное время трудный подростковый период. Они уже не дети , но и еще не взрослые.

С помощью диалога ученики становятся ближе друг к другу, стараются выслушивать мнение других участников группы, пытаются грамотно донести свои мысли, понимают, что функция каждого ученика очень важна. Порой не раз говорила ребятам одно высказывание: «Сколько людей, столько мнений». И мне кажется, что с этой постановкой цели в работе, они могут научиться многому, а именно: терпению и нахождению задач проблемных ситуаций, поставленными перед ними учителем.

При проведении уроков я поняла , что самым важным моментом является тщательный подбор заданий, которые помогут ученикам понять ту или иную тему. Поэтому нужно к разработке каждого урока подходить ответственно.

Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, повышать его познавательную деятельность.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим, поэтому любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Он постоянно рефлексирует свою деятельность, задаёт себе вопросы: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности?

Наблюдения за учебным процессом, психологические и дидактические исследования последних лет убеждают в том, что учащиеся успешно усваивают учебный материал при наличии двух принципиально важных условий, способствующих активизации их познавательной деятельности. Во-первых, учащиеся проникают в сущность изучаемых фактов и явлений лишь в том случае, если проявляют познавательную самостоятельность.

Во-вторых, качество освоения учебного материала зависит от степени активности учащихся, которая возрастает при повышении уровня самостоятельной работы. Активизация и развитие познавательной самостоятельности школьников оказывается возможной, если в процессе выполнения заданий на уроке систематически планомерно снижается непосредственная помощь учителя. Это способствует как сознательному и глубокому освоению учебного материала, так и развитию познавательных интересов учащихся. Создаются благоприятные условия для формирования ценного психического качества подрастающего человека – познавательной самостоятельности как черты личности.

Комментарии

  1. Спасибо за статью! Мне этот материал очень интересен. Одной из ведущих технологий личностно-ориентированного обучения является технология критического мышления. Она развивает способность анализировать материал, вести диалог, отстаивая свое мнение. Очень важно, чтобы ученик развивал свои мыслительные навыки, которые необходимы в дальнейшей жизни.

    ОтветитьУдалить
  2. Использование технологии критического мышления позволяют педагогу развивать УУД обучающихся. Важно также применение рефлексии. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Медведева Е.Г., г.Тюмень

    Людмила Ильинична, мне очень близка ваша мысль: научить детей пользоваться информацией, чтобы дети могли генерировать свои идеи. Хотелось бы познакомиться с Вашими заданиями по конкретной теме, провоцирующими порождение новых детских идей, открытий.

    ОтветитьУдалить
  4. Согласна во всём с автором статьи. В нашей профессии действительно нет предела совершенству, поэтому и учимся всю жизнь вместе со своими учениками.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за статью. Очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  6. Действительно, вопросы, поднятые в докладе, всегда относились к числу наиболее
    актуальных проблем современной педагогической науки.
    Реализация принципа активности в обучении несет важное значение,
    так как обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества
    обучения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания
    обучающихся.

    ОтветитьУдалить
  7. Людмила Ильинична! Большое спасибо за статью! Тема очень важная: без совершенствования познавательной активности учащихся ничего не изменится в самом процессе обучения. Конечно,
    современные технологии на уроках очень нужны, это самый необходимый инструмент учителя. Но вы верно заметили, что без совершенствования познавательной активности самого учителя, без личностного роста его учащиеся наши никогда не будут активны. Вы совершенно верно отметили в своих выводах, что познавательная активность учащихся зависит от постепенного снижения непосредственной помощи учителя. Но только непосредственной! Нельзя никогда убрать роль учителя как тьютора, направляющего самостоятельность учащихся. Эта роль должна постоянно совершенствоваться. Только при таком тесном сотрудничестве и контроле самостоятельной деятельности ученика получим результат. Еще раз спасибо за статью! Михеева Ольга Васильевна, канд.филолог. наук, доцент кафедры гуманитарного образования Марийского института образования.

    ОтветитьУдалить
  8. Огромное спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо большое за статью! Очень полезная информация.

    ОтветитьУдалить
  10. Людмила Ильинична, спасибо за статью! Очень важно заинтересовать учеников своим предметом. От этого зависит эффективность обучения.

    ОтветитьУдалить
  11. Людмила Ильинична, спасибо за Ваши размышления о том, как сделать процесс обучения интересным и результативным. Очень импонирует Ваше высказывание: «Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель». Понимание учителем своей роли в обучении и воспитании – это тоже одна из составляющих успеха.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо, в статье каждый учитель найдет что-то важное и полезное, поскольку любой педагог стремится повысить активность учащихся, в том числе через технологию критического мышления.
    С уважением, Маркина Елена Николаевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Ильинична, согласна с вами , что учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, повышать его познавательную деятельность, это мотивирует как учителя, так и ученика, к новым открытиям. С уважением Вертилецкая Инга геннадьевна

      Удалить
  13. Верно подмечено: «Учитель учится всю жизнь». В нашей работе иначе нельзя.

    ОтветитьУдалить
  14. "Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель",- с этим трудно не согласиться. Спасибо за то, что делитесь опытом!

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо автору за статью и глубокие размышления. Быть мастером педагогического труда – значит владеть методикой технологии реализации педагогического процесса, постоянно искать пути более полного разрешения проблем обучения и воспитания.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий