Технологии проблемного обучения на уроках литературы как способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности

Прус А.Э.,
учитель начальных классов ЧОУ "Свято‐Георгиевская православная средняя общеобразовательная школа" г. Ростова-на-Дону


Краткая аннотация.

В статье рассматриваются вопросы технологии проблемного обучения на уроках литературы, процессы развития познавательных интересов. Определены основные методы, позволяющие использовать метод анализа конкретных ситуаций, направленный на активные действия в работе над учебным материалом. Представлены образцы кейс-заданий по литературе и методические рекомендации по их применению.

Ключевые слова: проблемное обучение, активные методы поиска информации, анализ конкретных ситуаций, кейс-задания.


В информационно-технологическом обществе XXI века решающее значение будет иметь уровень образования нации, при максимальном использовании ее умственного потенциала и развитии передовых технологии.

Идеи деятельностного и личностно-ориентированного обучения, выдвинутые в работах Е. С. Полата, Е. И. Пассова, включают использование конструктивных способов обучения: проектных и информационных технологий. Все это позволяет индивидуализировать обучение, организовать ситуацию успеха, в том числе для «слабых» учеников, привлекая их к обучению созвучно своим способностям, умениям и навыкам и используя систему мер, побуждающую их к активным действиям.

Чтобы достигнуть действенного обучения, нужно скорректировать отношения: выстроить их на основе партнёрства и взаимопомощи.

Целью своей педагогической деятельности я вижу, развитие способности учащихся ориентироваться в жизни и адаптироваться к беспрестанно меняющимся ситуациям, самостоятельно овладевать знаниями, и самореализовываться.

Проблемное обучение предоставляет настоящие возможности, ориентирует на авторскую позицию в решении задачи и позволяет овладеть универсальными учебными действиями.

Как известно, проблемная ситуация создает трудности школьников: нужно приобрести новые познания и приложить интеллектуальные усилия. Следовательно, решать познавательные и практические задачи в поисках новых знаний и способов поведения просто необходимо.

Поскольку подобная подготовка подразумевает хорошо продуманный порядок решения проблемных ситуаций, вопросов и заданий, сообразных потенциалу обучающихся, то необходимо установить неодинаковые уровни сложности.

Как строится проблемное обучение?

На первом этапе деятельности преподаватель рассматривает проблемную ситуацию, выявляет саму проблему, определяет тему и направляет обучающих на исследование ее решения. Второй этап–это совместное рассмотрение ситуации, организованное в активном взаимодействии всех сторон, при всем этом учитель подводит школьников к формулировке проблемы и самостоятельному выводу.

Третий этап предполагает умение организовать процесс, в ходе которого учащиеся сами определяют содержание проблемной ситуации, рассматривают ее, определяют задачи и выбирают оптимальные решения.

Для реализации основной цели концепции и вытекающих из нее задач я использую нестандартные активные технологии обучения, направленные в первую очередь на развитие самостоятельного креативного мышления.

В ходе решения задачи применяются индивидуальные и групповые формы работы. С психологической точки зрения это оправданно для тех, учеников, которые любят работать в одиночку, вне зависимости от уровня их подготовки. Но есть и другие ребята, желающие, чтобы их ориентировали или помогали. Объединение групп разного уровня способностей в ходе совместной работы способствует самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат и его качество.

Одним из конструктивных способов обучения представляется приём анализа конкретных ситуаций (АМО). Целесообразно использовать его на различных этапах урока, он позволяет создавать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики.

Ситуационные задачи или кейсы позволяют постепенно, логично овладеть когнитивными операциями в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез-оценка. Ориентированные на практику, они требуют специальных межпредметных знаний.

Применение данного способа содействует формированию коммуникативных навыков, социальной активности, мастерству конкретно высказывать свое воззрение и прислушиваться к мнению другого человека.

При долгосрочном использовании кейс-технологии важно выделить этапы урока, имеющие конкретные цели.

1. Первый этап – подготовительный (учитель уточняет дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий урока);

2. Второй этап – ознакомление: введение, информирование (на этом этапе происходит живое обсуждение реальной ситуации, поэтому очень важно продумать преимущественно действенную форму подачи материала);

3. Третий этап – исследовательский: обсуждение, разрешение (анализ ситуации в группе, процесс принятия решения, при этом стоит помнить, что он ограничен во времени);

4. Четвертый этап – заключительный: обсуждение, сопоставление результатов (представление результатов исследования по разным группам).

Ситуационные эпизоды на уроках литературы могут быть сопряжены с проблемами и перспективами отношений между ключевыми персонажами произведения, с составлением хронологических таблиц событий и карт маршрута движения главного героя, с поступками и ситуациями.

Приведем образцы применения кейс-заданий при изучении романа моего любимого автора М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Исследования жизни и творчества М.Ю.Лермонтова возможно осуществить, используя «концептуальную» обобщающую таблицу, формирующую опыт анализа и обобщения информации. При работе с данной таблицей задействуется материал из справочных, научных, учебных источников.

Таблица 1. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова


Периоды  жизни
Даты
Место  пребывания
Произведения
Мировоззрение
Характеристика личности
Детство.
Учёба




Знакомство и дружба




Начало литературной
деятельности




Служба на Кавказе




Дуэль





При работе с текстом произведения учащимся можно предложить ещё и кейс-задание в виде концептуальной таблицы на тему «Является ли Лермонтов прототипом своего героя?» (приведите свои доказательства, сделайте вывод).

Информация по исходному вопросу представлена в разнообразном формате (текст, таблица, график, статистические данные и др.), а таблица – один из вариантов исполнения задания. Создание кластера также может быть использовано для решения проблемной задачи.

Таблица 2. Является ли Лермонтов прототипом своего героя?


№ п/п
Что приводит героя к разочарованию?
 Цитаты из романа
1
Черты характера и душевное состояние Печорина

2
Исповедь  в дневнике

3
Сведения о жизни на Кавказе

4
Сведения о жизни в Петербурге

5
Знакомство  с водяным обществом

6
Влюблённость

7
Дружба


Например, при обсуждении (дебатах) «Исповеди» из Дневника Печорина обучающиеся зачитывают выписанные из текста цитаты: 

«…Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»,

«Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство?»,

«Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе» и т.д.


Учащиеся расширяют свои представления, дополняя друг друга, обнаруживают безошибочность использования цитат, в этом случае все варианты правомочны, аргументированы и обсуждаемы.

Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения – цитаты из текста. Например, ответьте на вопрос Печорина Г.А. из романа «Герой нашего времени»: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?»

Данное задание можно предложить решить с помощью приема «Цветок лотоса». Подгруппе обучающихся необходимо найти 8 ответов (8 лепестков лотоса) на вопрос героя. Сам Печорин так отвечает на свой вопрос: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных!»

При обсуждении нравственных уроков произведения выдается кейс-задание для трех подгрупп:

1. Трагическая судьба Печорина Г.А.,

2. История семьи Бэлы,

3. Судьба Максима Максимыча.

Обучающие проводят анализ судеб героев и делают вывод об их жизни.

Решить кейс-задания можно с помощью приема «SWOT-анализ», в котором при обсуждении выявляются сильные и слабые стороны Г.А.Печорина и осмысливаются различные точки зрения о персонаже.

Таблица 3. «SWOT-анализ» Двойственность Печорина


Сильные стороны Печорина
Слабые стороны Печорина
В.Г.Белинский о Печорине: «Эгоист поневоле»
И.А.Гончаров:«Печорин- искренний и горячий деятель»

Кейс-технологии успешно применяются в домашнем задании. Например, создать хронологию событий, предшествующих развязке. В этом случае техника «сценарий» предполагает создание базы для фильма в виде демонстрации презентации или иным электронным способом. На следующем уроке показывается свой продукт и проводится дискуссия по проблеме.

Индивидуальное кейс-задание «Двойной дневник» позволяет организовать осмысленное чтение значимых частей текста. В первой колонке вписываются любимые цитаты из романа «Герой нашего времени», а в другую графу – личные ассоциации, вызванные данными строками.

Применение разнообразных вариантов кейсов позволяет в большей степени заинтересовать обучающих, сделать уроки наглядными и интересными.



Список использованных источников:

1. Дзатцеева Т.С. Кейс технологии на уроках литературы.- М.: Просвещение, 2012.- 105 с.

2. Завгородная Е.Г. Главные условия использования кейс технологий.- М.: «Школа», 2013.- 15 с.

3. Каминская Л.П. Характеристики кейс метода.- М.: СОШ 21004.- №51.- С.38.

4. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000. –121с.

Комментарии

  1. Добрый день! Спасибо за раскрытие интересной формы работы. Актуально, современно!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за практический материал.Постараюсь использовать кейс-технологии.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий