Речевая культура воспитателя дошкольной образовательной организации как основа его педагогического мастерства
Самсонова Ольга Николаевна,
канд.филолог. наук, доцент кафедры гуманитарного образования ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Государственный язык – значит официальный, утвержденный органами власти, обязательный для употребления, законодательно регламентирующий языковую политику и языковые отношения в обществе. А это означает, что есть законодательные и исполнительные органы языковой политики нашей страны.
К исполнительным органам языковой политики относятся специалисты, по долгу службы следящие за соблюдением нормативных требований к литературному языку: редакторы и корректоры печатной продукции, дикторы, редакторы и ведущие передач на телевидении, школьные учителя, а также рядовые члены общества, болеющие за родной язык.
Мы понимаем, что педагоги дошкольных образовательных организаций непосредственно являются исполнительным органам языковой политики Российской Федерации, поскольку они несут на себе большую ответственность за речевое развитие детей. Именно педагог дошкольной образовательной организации вводит ребенка в прекрасный мир русского языка, создавая некую модель русской речи для своих воспитанников.
Педагог выбрал профессию, которая непосредственно связана с русским языком, с нашей речью. Он каждый день стоит перед детьми и объясняет учебный материал, проводит родительские собрания, участвует в работе педсоветов, конференций, вебинаров, публикует статьи и методические материалы. От уровня культуры речи педагога зависит не только его карьерный рост, но и непосредственно знания его воспитанников. Эффективно управлять профессиональной деятельностью и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие на детей педагог способен лишь тогда, когда речевая культура становится главным слагаемым его педагогического мастерства.
Это, конечно же, должно актуализировать ответственность каждого воспитателя дошкольной образовательной организации за свою речь, за свой язык.
Речь педагога призвана обеспечить:
1) продуктивное взаимодействие детей друг с другом и со взрослыми;
2) положительное воздействие воспитателя на сознание, чувства детей с целью формирования их речевых навыков, их речи, а также коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
4) рациональную организацию деятельности воспитанников.
При этом педагог должен помнить, что речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям: совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками, а также речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Все мы понимаем, что мыслительная деятельность невозможна без речи.
Есть еще один важный аспект влияния речи воспитателя дошкольной образовательной организации на детей. Чтобы представить его более ярко, обратимся к Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.
В качестве структурной единицы, представляющей речевое направление развития и образования детей, в нем выделена образовательная область «Речевое развитие». Традиционная система работы по развитию речи входит в данную образовательную область.
В стандарте указано: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС ДО 2.6).
Особое внимание Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обращает на такое понятие, как развивающая среда (ФГОС ДО 3.3). Очевидно, что развивающая среда - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Однако в рамках данной статьи мы специально выделяем важную составляющую развивающей среды: ее основным компонентом является в первую очередь речь педагога, а потом уже методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников и специальное оборудование для каждой возрастной группы ДОО.
Под речью педагога понимается не просто процесс говорения, передачи информации. Коммуникативное поведение воспитателя – такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и детей, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.
Если говорить о требованиях к уровню культуры речи педагога, то их можно в общем определить так:
1. Самобытность и оригинальность речи, индивидуальный стиль речи педагога. А это означает, что педагог не использует штампов, повторяющихся фраз. Он в своей речи проявляет индивидуальные особенности своей личности (образованность, начитанность, воспитанность, остроумие, доброе отношение к окружающим и др.).
2. Продуманность речи. Продуманность подразумевает убедительность речи (используются доводы, связанные с фактами, авторитетами, личным опытом). Речь точная (слова употребляются семантически верно, словоупотребление и словообразование точные). Это речь уместная, т.е. соответствует ситуации, в которой произносится. Кроме того, речь должна быть краткой, без «воды». Краткость и лаконичность – это важное требование к речи. Умение освободить речь от лишних слов со времен Цицерона считалось величайшим достоинством оратора. Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Дети при этом теряют мысль педагога. Важна также содержательность речи педагога – это объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности педагога.
3. Важное требование к речи педагога – грамотность. Это означает, что в речи нет нарушения орфоэпических норм; нет граматических, стилистических ошибок, нет нарушения лексических норм русского языка. Кроме того, в речи уместно употребляет нелитературные формы речи (просторечия, диалекты, жаргонные слова). Правильность речи – соответствие речевым нормам современного русского литературного языка, точность словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет понимание и усвоение услышанного.
4. Диалогичность речи. Это означает, что оратор настроен на детей. Говорит приятное, использует похвалу, создает ситуацию успеха. Его речь должна быть эмоциональной, но не навязчивой, не раздражающей, в ней не должно быть «сюсюканья», изобилия уменьшительно-ласкательных суффиксов. В речи используются речевые средства, выражающие уважение к собеседнику, при этом не используется приказной тон. Напротив, своей речью педагог способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует диалог.
5. Речь педагога должна быть действенной. Она должна побуждать к поступкам, совместной деятельности, игре. Важно, чтобы не было расхождения вербальных и невербальных средств. Речь педагога должна быть внутренне согласована, логически не противоречива. При этом поведение педагога должно быть адекватно речи. Важно помнить, что эмоциональность – это не “украшение”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Она естественна потому, что цель работы воспитателя – не только выразить мысль или пересказать учебный материал, но и наилучшим образом воздействовать на детей с тем, чтобы материал был понят и усвоен ими. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции. Действенность речи – это влияние на мысли, чувства, поведение с учетом индивидуальных особенностей слушателей.
6. Важное требование к речи педагога – ее эстетичность. Педагог не должен употребляет «казенную» лексику, канцеляризмы. Очень украшают речь образные средства языка (пословицы, поговорки, фразеологические обороты и др.). Нельзя забывать и об интонационной выразительность речи: оптимальный темп, громкость голоса. Необходимо обращать внимание и на дикцию. Дикция – это четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка, которая обеспечивает ясность восприятия. Она зависит как от устройства речевого аппарата, так и от его правильной работы, умелого использования. Небрежная или вялая речь становится неразборчивой и трудной для понимания, особенно, если некоторые существенные для содержания слов звуки произносятся неясно или заменяются другими, если окончания слов “проглатываются”. Выразительность речи – эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами.
Таким образом, под речью педагога понимается не просто процесс говорения, передачи информации. Коммуникативное поведение воспитателя – такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и детей, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы педагога, его профессиональное мастерство.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации (№ 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации // Российская газета. 2005. 7 июня 2005 г. (https://rg.ru/2005/06/07/yazyk-dok.html)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155. (https://mosmetod.ru)
канд.филолог. наук, доцент кафедры гуманитарного образования ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Государственный язык – значит официальный, утвержденный органами власти, обязательный для употребления, законодательно регламентирующий языковую политику и языковые отношения в обществе. А это означает, что есть законодательные и исполнительные органы языковой политики нашей страны.
К исполнительным органам языковой политики относятся специалисты, по долгу службы следящие за соблюдением нормативных требований к литературному языку: редакторы и корректоры печатной продукции, дикторы, редакторы и ведущие передач на телевидении, школьные учителя, а также рядовые члены общества, болеющие за родной язык.
Мы понимаем, что педагоги дошкольных образовательных организаций непосредственно являются исполнительным органам языковой политики Российской Федерации, поскольку они несут на себе большую ответственность за речевое развитие детей. Именно педагог дошкольной образовательной организации вводит ребенка в прекрасный мир русского языка, создавая некую модель русской речи для своих воспитанников.
Педагог выбрал профессию, которая непосредственно связана с русским языком, с нашей речью. Он каждый день стоит перед детьми и объясняет учебный материал, проводит родительские собрания, участвует в работе педсоветов, конференций, вебинаров, публикует статьи и методические материалы. От уровня культуры речи педагога зависит не только его карьерный рост, но и непосредственно знания его воспитанников. Эффективно управлять профессиональной деятельностью и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие на детей педагог способен лишь тогда, когда речевая культура становится главным слагаемым его педагогического мастерства.
Это, конечно же, должно актуализировать ответственность каждого воспитателя дошкольной образовательной организации за свою речь, за свой язык.
Речь педагога призвана обеспечить:
1) продуктивное взаимодействие детей друг с другом и со взрослыми;
2) положительное воздействие воспитателя на сознание, чувства детей с целью формирования их речевых навыков, их речи, а также коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
3) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
4) рациональную организацию деятельности воспитанников.
При этом педагог должен помнить, что речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям: совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками, а также речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Все мы понимаем, что мыслительная деятельность невозможна без речи.
Есть еще один важный аспект влияния речи воспитателя дошкольной образовательной организации на детей. Чтобы представить его более ярко, обратимся к Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.
В качестве структурной единицы, представляющей речевое направление развития и образования детей, в нем выделена образовательная область «Речевое развитие». Традиционная система работы по развитию речи входит в данную образовательную область.
В стандарте указано: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС ДО 2.6).
Особое внимание Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обращает на такое понятие, как развивающая среда (ФГОС ДО 3.3). Очевидно, что развивающая среда - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Однако в рамках данной статьи мы специально выделяем важную составляющую развивающей среды: ее основным компонентом является в первую очередь речь педагога, а потом уже методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников и специальное оборудование для каждой возрастной группы ДОО.
Под речью педагога понимается не просто процесс говорения, передачи информации. Коммуникативное поведение воспитателя – такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и детей, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы.
Если говорить о требованиях к уровню культуры речи педагога, то их можно в общем определить так:
1. Самобытность и оригинальность речи, индивидуальный стиль речи педагога. А это означает, что педагог не использует штампов, повторяющихся фраз. Он в своей речи проявляет индивидуальные особенности своей личности (образованность, начитанность, воспитанность, остроумие, доброе отношение к окружающим и др.).
2. Продуманность речи. Продуманность подразумевает убедительность речи (используются доводы, связанные с фактами, авторитетами, личным опытом). Речь точная (слова употребляются семантически верно, словоупотребление и словообразование точные). Это речь уместная, т.е. соответствует ситуации, в которой произносится. Кроме того, речь должна быть краткой, без «воды». Краткость и лаконичность – это важное требование к речи. Умение освободить речь от лишних слов со времен Цицерона считалось величайшим достоинством оратора. Ненужные слова, слова-паразиты, небрежные формулировки, неоправданные повторения и отступления засоряют речь, лишают ее живости и естественности. Дети при этом теряют мысль педагога. Важна также содержательность речи педагога – это объем выраженных мыслей, зависящий от подготовленности педагога.
3. Важное требование к речи педагога – грамотность. Это означает, что в речи нет нарушения орфоэпических норм; нет граматических, стилистических ошибок, нет нарушения лексических норм русского языка. Кроме того, в речи уместно употребляет нелитературные формы речи (просторечия, диалекты, жаргонные слова). Правильность речи – соответствие речевым нормам современного русского литературного языка, точность словоупотребления. Предложения должны быть построены синтаксически правильно, что ускоряет понимание и усвоение услышанного.
4. Диалогичность речи. Это означает, что оратор настроен на детей. Говорит приятное, использует похвалу, создает ситуацию успеха. Его речь должна быть эмоциональной, но не навязчивой, не раздражающей, в ней не должно быть «сюсюканья», изобилия уменьшительно-ласкательных суффиксов. В речи используются речевые средства, выражающие уважение к собеседнику, при этом не используется приказной тон. Напротив, своей речью педагог способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует диалог.
5. Речь педагога должна быть действенной. Она должна побуждать к поступкам, совместной деятельности, игре. Важно, чтобы не было расхождения вербальных и невербальных средств. Речь педагога должна быть внутренне согласована, логически не противоречива. При этом поведение педагога должно быть адекватно речи. Важно помнить, что эмоциональность – это не “украшение”, а необходимый рабочий элемент речи педагога. Она естественна потому, что цель работы воспитателя – не только выразить мысль или пересказать учебный материал, но и наилучшим образом воздействовать на детей с тем, чтобы материал был понят и усвоен ими. Умело построенная речь будит мысль, заставляет думать и стимулирует определенные эмоции. Действенность речи – это влияние на мысли, чувства, поведение с учетом индивидуальных особенностей слушателей.
6. Важное требование к речи педагога – ее эстетичность. Педагог не должен употребляет «казенную» лексику, канцеляризмы. Очень украшают речь образные средства языка (пословицы, поговорки, фразеологические обороты и др.). Нельзя забывать и об интонационной выразительность речи: оптимальный темп, громкость голоса. Необходимо обращать внимание и на дикцию. Дикция – это четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка, которая обеспечивает ясность восприятия. Она зависит как от устройства речевого аппарата, так и от его правильной работы, умелого использования. Небрежная или вялая речь становится неразборчивой и трудной для понимания, особенно, если некоторые существенные для содержания слов звуки произносятся неясно или заменяются другими, если окончания слов “проглатываются”. Выразительность речи – эмоциональная насыщенность, обеспечивающаяся интонацией и смысловыми акцентами.
Таким образом, под речью педагога понимается не просто процесс говорения, передачи информации. Коммуникативное поведение воспитателя – такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения педагога, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и детей, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы педагога, его профессиональное мастерство.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации (№ 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации // Российская газета. 2005. 7 июня 2005 г. (https://rg.ru/2005/06/07/yazyk-dok.html)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155. (https://mosmetod.ru)
Здравствуйте. Тему, которой посвящена статья, считаю особо актуальной, так как ребёнку дошкольного возраста просто необходимо слышать ежедневно правильную, грамотную, красивую речь. Педагог должен стать примером для каждого ребёнка, от этого зависит дальнейшее овладение родным языком.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Николаевна! Ваша статья очень актуальна на сегодняшний день, действительно, дети должны слышать правильную речь в первую очередь от педагогов.
ОтветитьУдалить