Влияние социальных Интернет-сетей на русский язык

Баграмян Ирина Николаевна, 
учитель русского языка и литературы МБОУ «Зубово- Полянская гимназия»

Русский язык является неотъемлемой частью нашей культуры. Создавая свой язык веками, русский народ преследовал цель- создать такое средство коммуникации, которое удовлетворяло бы запросы общества. Процесс становления норм русского языка долгий и непростой: происходили изменения, отмены норм, реформы. И вот такой долгий процесс становления, образование грамматических, лексических, орфографических норм неожиданно стал под угрозой. В наше время, время цифровых технологий, модернизаций, Интернета, развитие социальных сетей различного уровня как никогда становится острым вопрос о сохранении чистоты русского языка.

Человек всё реже задумывается о правильности своей речи, его нормах. Ему важнее за небольшой промежуток времени получить или дать большее количество информации, а не организовать правильно свою речь. Современный человек перестаёт наблюдать за тем, как он говорит, пренебрегая нормами языка, допуская сознательно или неосознанно такие ошибки. А ведь существующие правили речи как устно, так и письменной, в первую очередь, это показатель интеллектуальности, порядочности, уважения к истории и традициям своей Родины, своего государства. К сожалению, стало немодным говорить правильно. Если приходится обращать внимание говорящего на ошибку в речи, чаще всего получаешь грубый ответ на замечание. С данной проблемой мы чаще встречаемся у детей, подростков и молодых людей до 30 лет. Однако, если ошибки детей, как правило, это элементарное незнание, то подростки и молодые люди обязательно должны приучать себя совершенствовать навыки правильной речи.

Особо хочется остановиться на грамотности в социальных сетях. Чем можно объяснить такое количество ошибок в письменном и устном общении? Здесь нельзя оправдать пользователя социальных сетей, что он находится в неформальной обстановке, личной переписке и т.д. Новое поколение Х во время общения в Интернете из-за бездумного написания слов, из-за спешки, следования «модным» тенденциям, экономии времени допускает серьёзные ошибки, общаясь по принципу «Пишу, как хочу». Но такая вседозволенность приводит к тотальной безграмотности населения, что вызывает тревогу у людей образованных.

Именно поэтому на учителя русского языка и литературы возлагается большая ответственность за воспитание не просто грамотной личности, но и воспитание уважительного отношения к языку. Язык в Интернете, в соцсетях в частности, представляет собой некую искусственную смесь разговорной речи, просторечий, жаргонизмов, современного компьютерного сленга. Такой язык не может восприниматься серьёзно, потому что такая речь только «коверкает» родной язык. Величие русского языка неоспоримо, но мы всё чаще сталкиваемся с тем, что общение как письменное, так и устное опускается до уровня сокращений, смайлов и т.п.

Каждый учитель русского языка должен ставить перед собой задачу – воспитать у обучающихся уважительное отношение к родному языку, умело выстраивать работу изучению языковых норм. Это не только цель – сдать ЕГЭ по русскому языку. Это в первую очередь выработка жизненной необходимости говорить и писать правильно. Социальные сети, которые, с одной стороны, мешают учителю закреплять навыки грамотной речи, с другой же стороны, могут послужить важным инструментом в воспитании чуткого отношения к языку. Несомненно, учитель должен быть неоспоримым авторитетом правильности речи и не уподобляться своим ученикам, позволяющим в соцсетях разные языковые «вольности». Если учитель ведёт переписку с обучающимися (что актуально при дистанционном обучении) в социальных сетях через созданные группы в ВК, Твиттере, Скайпе и т.п., он должен не только быть носителем грамотной речи (письменной и устной), но и регулятором этого общения посредством замечаний, анализа сообщений, привлечения к активной работе самих обучающихся по выявлению различного вида ошибок. Важно помнить, что такая работа проводится корректно, как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. Учителю важно показать, что общение в Интернете должно соответствовать нормам языковым и этическим.

Участники чатов не имеют возможности проявлять свои чувства, эмоции, мимику. Этому способствуют смайлы. Но ведь как важно объяснить ребёнку, что чувства могут передаваться словом, подтверждение этому мы видим в художественной литературе. Почему дети прибегают к смайлам? Это облегчает его эмоциональное общение, ему не нужно писать много слов, длинные предложения, которые утомляют и замедляют эмоции. Участнику разговора важно видеть ответную реакцию на сказанное сейчас и сразу. Это в свою очередь лишает возможности формулирования при помощи слов своего состояния, что обедняет речь. Общение в сетях посредством графических символов, смайлов приводит к созданию нового интернет-языка, который никак не способствует становлению грамотной речи. Порой без знания интернет- сленга невозможно разобрать, что имелось ввиду в переписке. Это отодвигает подрастающее поколение от активного живого языка ещё дальше.

Всё чаще мы наблюдаем при устных ответах обучающихся на уроках неумение правильно организовать свою речь. Порой ученик не только не может сказать грамотно, он не может ничего сказать вообще. Его речь на уроке не умещается в привычные ему смайлики и графические обозначения, а это показывает и бедность языка ученика, и неумение пользоваться даже имеющимся словарным запасом.

Можно сделать вывод, что социальные сети, несомненно, влияют на современный язык. Влияние это в большей степени отрицательное. Но контроль за использованием сленгов, опечаток или реальных ошибок поможет избежать деградации личности. Хотя нельзя не сказать и о положительной стороне, например, упрощение, информативность текстов. Это экономит время и упрощает понимание сказанного. Но нельзя допускать ошибки, которые могут повлиять на грамотность других людей: на культуру речи (произношение, жаргоны), орфографическую и пунктуационную грамотность. Особенно необходимо следить, чтобы это не влияло на подрастающее поколение. Не надо, разумеется, просить молодых людей давать обещание не употреблять сленга, гораздо важнее научить их задуматься о важности правильности своей речи, объяснить, что правильная речь неотъемлемый признак грамотного, образованного, интеллектуально подкованного человека. Если не исправить эту ситуацию сейчас, деградация неизбежна.

Комментарии

  1. Интересная статья! Действительно, общение в социальных сетях оказывает огромное влияние на образ жизни современного подростка. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых - негативное влияние социальных сетей на речь, грамотность учащихся. И мы, учителя-словесники, должны обращать на это особое внимание!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Очень актуальная тема! Мне импонирует Ваша мысль о том, что мы, словесники, должны заставить задуматься молодых людей о том, что правильная речь - признак образованного человека, его визитная карточка.

    ОтветитьУдалить
  3. Автор обращает внимание на важную проблему, ведь современный ученик не представляет себя без общения в Интернете. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Согласна с автором статьи. Действительно, на речь подростков влияют социальные сети. Наши дети не умеют внятно изложить свои мысли, пользуются сленгом. Наша задача - научить их правильно и красиво говорить, мы этим и занимаемся каждый день. Но с социальными сетями соперничать сложно, хотя возможно.

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина Николаевна, Ваш материал очень интересен!

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый вечер, коллеги. Ирина Николаевна обратилась к теме, которая не может не волновать не только учителей-филологов, но и любого человека, любящего и ценящего русский язык. Проблема настолько актуальна и серьезна, что, как справедливо замечает автор статьи, если не говорить о ней и не принимать меры, произойдет деградация общества. Это общая тревога и боль. Спасибо за неравнодушие! Тема данной конференции нам еще раз напоминает о том, для чего дано русское слово. Конечно же, не для коверканья в социальных сетях!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий