Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в условиях дополнительного образования

Соломонова А. Н.,
старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида»
solomonovaanna@yandex.ru


Краткая аннотация: данная статья освещает педагогический опыт, направленный на активное познание дошкольниками основ национальной культуры, приобретение культурного наследия родного народа через интеграцию познавательных и творческих видов деятельности, осуществляющуюся в условиях дополнительного образования на базе МАДОУ «Детский сад № 76 комбинированного вида».

Ключевые слова: русский язык, культурная среда, обучающийся, дошкольная образовательная организация, культура, быт, традиции, русский народ, дошкольный возраст.

Русская народная культура – неиссякаемый источник народной мудрости, в котором сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию дошкольником материала народного наследия представляется важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, к общечеловеческим ценностям, к родному языку.

Изменившийся уклад жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения уникальных национальных традиций родной культуры в воспитании детей дошкольного возраста.

В настоящее время дети окружены быстрым сменяющимся ритмом жизни, современными игрушками, компьютерными играми, мультфильмами с супергероями. Все это не всегда отличается хорошим вкусом и не способствует становлению нравственной личности. Поэтому особо актуальная задача привить детям любовь к русской народной культуре, познакомить с её истоками, традициями, ремеслами, фольклором.

Система дополнительного образования обладает всеми средствами и предпосылками организации систематического и целенаправленного приобщения обучающихся к истокам народной культуры через разные творческие виды деятельности.

Конечно, каждому родителю и педагогу хочется, чтобы дети выросли не только умными и талантливыми, но и порядочными, добрыми, отзывчивыми. Перед обществом стоит актуальная задача – как привить нашим детям с малых лет духовные ценности и нравственные качества.

Так, на базе МАДОУ была создана развивающая образовательная среда, которая представляет собой мини-центр в подготовительной группе «Русская изба» с обустроенной в нем старинной обстановкой с соблюдением всех условий русского быта. В Центре имеется коллекция русских народных игрушек, предметы народно-прикладного искусства. У детей есть возможность познакомиться воочию с каким-либо предметом, поиграть с ним. Для проведения русских народных праздников для детей и взрослых изготовлены костюмы в народных традициях. Для знакомства с устным народным творчеством подобрана библиотека иллюстративного материала и сборники со сказками и другим фольклором.

Для организации театрализованной деятельности руками педагогов, детей и родителей изготовлены декорации, костюмы.

Реализация проекта началась с изучения научно-методической литературы по приобщению детей к народной культуре. Учебный материал был адаптирован для детей дошкольного возраста.

Основные формы и направления педагогической работы: создание на мероприятиях атмосферы национального быта, использование устного народного творчества (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.), знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, знакомство с народным искусством, русскими народными играми, с историей Руси [4, с. 52].

В результате внедрения педагогического проекта у детей появился интерес к изучению русской народной культуры, сформировался необходимый минимум исторических знаний об образе жизни наших предков, сформировались чувства национального достоинства, пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России, расширились знания о традициях русского народа, возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга, повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.

Таким образом, воспитание и развитие детей в направлении народной культуры позволило создать в МАДОУ комфортную обстановку для обучающихся, ведущую к раскрепощению, активизации творческих способностей, к появлению новых интересов. В 2020-2021 учебном году планируется подключить к работе проекта программу дополнительного образования театральной деятельности «Волшебный домик», так как кукольный театр – один из видов устного народного творчества и так же может стать средством приобщения дошкольников к истокам народной культуры.



Список использованной литературы

1. Баранникова, О. В. Знакомим дошкольников с государственной символикой России О. В. Баранникова // Дошкольное воспитание. – 2017. – №8. – С. 58

2. Берсенева, Л. А. Секреты русского сувенира / Л. А. Берсенева // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 29

3. Берсенева, Л. А. Хранители традиций народной игрушки / Л. А. Берсенева // Дошкольное воспитание. – 2019. – №7. – С. 52

4. Князева, О. П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. П. Князева. – М. : ИНФРА, 2017. – 304 с.

Комментарии

Отправить комментарий