РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сыркина Елена Сергеевна,
директор Информационно-издательского центра «Медиасфера» ГБУ ДПО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог13.ру»

В целях реализации Концепции развития ШИБЦ с 2016 года Минпросвещения России (ранее Минобрнауки России) на конкурсной основе осуществляет поддержку региональных программ создания и развития школьных информационно-библиотечных центров. В форме субсидий выделены значительные средства, в том числе и на развитие ШИБЦ в Республике Мордовия. В регионе в настоящий момент функционируют свыше 250 школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций.

Согласно Концепции развития ШИБЦ каждый субъект выбирает собственный подход к построению модели информационно-библиотечных центров. В Республике Мордовия выстроена вертикальная модель функционирования ИБЦ, где роль федерального центра играет Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО. В 2017 году опыт по созданию сети ИБЦ был представлен нами в Москве на Втором межрегиональном форуме «Школьные библиотеки нового поколения», организованный Информационным центром «Библиотека им. К.Д. Ушинского» Российской академии образования при поддержке Министерства просвещения Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА).

Информационно-библиотечный центр образовательной организации (ИБЦ ОО) – структурное подразделение общеобразовательной организации, участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на пользование библиотечно-информационными ресурсами и обеспечивающее информационную, образовательную, методическую, культурно-досуговую функции.

ИБЦ ОО состоит из нескольких кластеров, разделенных по направлениям деятельности и используемым инструментам, и соответствует минимальным критериям, указанным ниже. Основное место в структуре ИБЦ занимает школьная библиотека (см. рис. 1).

Кластер – элемент структуры ИБЦ ОО, характеризующийся самостоятельным направлением деятельности, интегрированным в общую логику учебно-воспитательного процесса и обеспеченный соответствующими кадровыми, материально-техническими и информационно-методическими ресурсами. Направления деятельности формируются в определенный кластер только том случае, если ведутся в образовательной организации комплексно на протяжении учебного года. Для каждого направления должен быть разработан и утвержден в установленном порядке план работы на учебный год, который включается в общий план работы ИБЦ ОО и должен быть отражен в годовом плане работы образовательной организации.

Республиканский ИБЦ выполняет роль координационного и информационно-методического центра регионального значения. В данном случае в его структуре выделяется отдельное координационное направление деятельности (кластер).

Сетевое взаимодействие ИБЦ ОО региона определяется Региональной концепцией развития ШИБЦ и «Дорожной картой»/План реализации Региональной концепции ШИБЦ (№1068 от 03.12.2018).

Школьная библиотека, по усмотрению администрации образовательной организации, может оставаться самостоятельным структурным подразделением

и не менять формат работы на ИБЦ ОО. Статус ИБЦ ОО может быть присвоен только в случае, когда помимо традиционной школьной библиотеки присутствуют все предложенные ниже направления деятельности.

Таким образом, школьная библиотека не меняет своих функций и задач, а осуществляет их в рамках взаимодействия с другими направлениями деятельности и может существовать как обособленно, так и являться составной частью ИБЦ ОО при соответствии минимальным требованиям, указанным ниже. Ресурсы, необходимые для обеспечения деятельности ИБЦ ОО могут быть получены в том числе при реализации федеральных и/или региональных программ и за счет привлечения спонсорских средств.


Рис. 1. Схема ИБЦ ОО
Направления деятельности ИБЦ

Школьная библиотека:
- формирование, комплектование и учет фондов;
- библиотечно-информационное обслуживание;
- справочно-библиографическое обслуживание;
- ведение статистической отчетности и разработка текущих и перспективных планов работы.

Информационно-технический кластер:
- обеспечение условий доступа участников образовательного процесса к электронному и мультимедиа контенту, с т.ч. с применением беспроводных технологий;
- содействие в создании цифровых ресурсов с применением различных программ, сервисов и инструментов;
- предоставление услуг по печати, сканированию, копированию документов из фондов библиотек.

Культурно-досуговый кластер:
- создание условий для проведения интеллектуального досуга (в т.ч. организация пространства для работы, обеспечение наличия дидактического материала);
- разработка сценариев мероприятий, программ, проектов (в т.ч. положений и конкурсной документации к ним);
- приобщение пользователей к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры;
- воспитание гражданской идентичности, общечеловеческих ценностей и нравственных основ через книгу и чтение;
- популяризация чтения, как основного вида познавательной деятельности и форму проведения досуга;
- организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности, содействие развитию критического мышления;
- руководство клубами по интересам и читательскими объединениями;
- демонстрация результатов индивидуальной и групповой творческой деятельности (концерты, выставки, лекции и т.д.).

Образовательный кластер:
- создание условий для самообразования;
- организация обучения навыкам пользования ресурсами ИБЦ ОО;
- развитие медийно-информационной грамотности и формирование цифровых навыков участников образовательного процесса;
- поддержка индивидуальной и групповой проектной деятельности;
- поддержка метапредметной деятельности;
- содействие в разработке индивидуальных образовательных траекторий и формировании читательской компетенции обучающихся;
- организация мероприятий (бесед, выставок, встреч, лекций, просмотра видеофильмов и др.) профориентационной направленности, создание информационной базы, информирование о предприятиях и учебных заведениях региона.

Методический кластер:

- аналитическая работа по выявлению и апробации различных инструментов, направленных на популяризацию книги и чтения;
- содействие процессу внедрения и использования в ОО электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- учет, хранение и распространение информационных и методических материалов, создаваемых в образовательной организации;
- выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов в области педагогических инноваций и новых образовательных технологий;
- содействие в профессиональной подготовке и повышении квалификации персонала ОО;
- анализ доступных инновационных практик, способствующих повышению качества работы ОО;
- текущее информирование руководства образовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
- поддержка деятельности педагогических работников в области создания информационных и образовательных ресурсов;
- трансляция опыта работы ИБЦ ОО по различным коммуникационным каналам (выступления на конференциях, проведение семинаров и вебинаров, продвижение на интернет-ресурсах и в социальных сетях, публикация в профильных СМИ и т.д.).

Координационный кластер (для ИБЦ ОО, выполняющих функции методического центра регионального значения)
- выполнение функции регионального ресурсного центра по различным образовательным направлениям (опционально), например, физико-математический региональный ИБЦ; краеведческий региональный ИБЦ; исторический региональный ИБЦ и т.п.;
- обеспечение доступа ШБ и ИБЦ ОО муниципального образования к сетевым ресурсам ограниченного пользования (электронные библиотеки, медиатеки и пр.);
- методическая и консультативная поддержка ШБ и ИБЦ ОО на уровне муниципального образования;
- содействие в организации повышения квалификации библиотечных работников муниципального образования;
- осуществление взаимодействия со всеми организациями субъекта РФ и федерального значения, имеющими информационные ресурсы (библиотеки Министерства культуры, вузы, музеи и др.).

Сетевое взаимодействие ИБЦ ОО региона определяется Региональной концепцией развития ШИБЦ и «Дорожной картой»/План реализации Региональной концепции ШИБЦ (№1068 от 03.12.2018).

По нашему мнению, сегодня нет необходимости превращать все школьные библиотеки республики в информационно-библиотечные центры. На данном этапе необходимо приложить максимальные усилия к построению ИБЦ в передовых школах региона с последующей экстраполяцией полученного опыта в другие образовательные организации. В 2019 г. в проекте по созданию ШИБЦ участвуют 12 образовательных организаций.

Задачами развития школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций в Республике Мордовия являются:

- расширение функций школьных информационно-библиотечных центров для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

- совершенствование научно-методического, материально-технического, информационно-ресурсного, программного обеспечения школьных информационно-библиотечных центров;

- совершенствование системы повышения квалификации специалистов.

Реализация проекта в 2019 г. заключается в выполнении мероприятий, направленных на автоматизацию библиотечных процессов образовательных организаций и формирование объединенных информационно-библиотечных ресурсов образовательных организаций Республики Мордовия. Для этого Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – «Педагог13.ру заключил договор с ООО «ЭйВиДи-систем» (г. Екатеринбург). В связи с этим в ШИБЦ образовательных организаций было закуплено оборудование (ноутбук, МФУ, сканер штрих-кодов) и программное обеспечение для автоматизации базовых библиотечных процессов (каталогизации, доступа к справочно-поисковому аппарату через сеть Интернет, расчета коэффициентов книгообеспеченности, формирование учетных и статистических документов в электронном виде).

Современные школьные информационно-библиотечные центры представляют собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.

Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы. При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства.

Все посадочные места должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться в беспроводном режиме через Wi-Fi.

В соответствии с методическими рекомендациями по созданию сети информационно-библиотечных центров должны быть выделены следующие зоны:

– зона получения информационных ресурсов во временное пользование (зона абонемента, административная зона);

– зона для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей (зона читального зала и медиатеки);

– зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства (коворкинг-зона);

– презентационная зона (интерактивная площадка для проведения массовых мероприятий, выставок, дискуссий, обучения, круглых столов и др.);

– рекреационная зона (зона для отдыха);

– зона хранения фондов.

Помимо указанных зон, в соответствии со спецификой деятельности образовательной организации в информационно-библиотечный центр могут быть выделены и другие зоны, которые могут быть организованы как внутри помещения школьной библиотеки, так и за ее пределами: коридоры

- рекреации, актовый зал и другие помещения образовательной организации, помещения партнеров (залы городских музеев и выставочных экспозиций, помещения публичных городских библиотек, Домов культуры и т.п. при наличии договоров о межведомственном взаимодействии с организациями-партнерами).

Точная конфигурация помещений и размещаемого в них оборудования определяется количеством доступных помещений, их размерами, формой и другими особенностями конкретного информационно-библиотечного центра.

Таким образом, Республиканский информационно-библиотечный центр создан и развивается как региональная модель развития потенциала образовательных технологий в условиях формирования современной инфраструктуры образовательной среды.

Комментарии