Использование ИКТ технологий на занятиях по развитию речи в ДОО
Карпунькина Юлия Николаевна,
воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №17». г. Саранск.
a1987y@yandex.ru
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с реализацией Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. В связи с этим большое значение уделяется современным средствам обучения, которые лежат в основе формирования новой информационно-образовательной среды.
Дети дошкольного возраста имеют наглядно – образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствует применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.
Под информационно-коммуникационными технологиями в образовании понимают комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники используемых в учебном процессе.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Успешное овладение связной устной речью поможет ребёнку легко справиться с требованиями школы: правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и др.
Работа в детском саду имеет свою специфику: она должна быть эмоциональной, Яркой; с использованием игровых методов и приёмов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом ИКТ является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации.
Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
В развитии речи воспитанников информационно-коммуникативные технологии используются следующим образом:
1) Использование компьютерной наглядности при обогащение словаря, развитии связной речи, лексической стороны, при составление высказываний (компьютерная наглядность обладает специальными характеристиками: привлекательность, яркость, новизна). Мультимедиа даёт возможность представить информацию на большом экране с помощью фото, видеографики, анимации, звука. В группе создаётся обстановка, в которой дети выражают эмоции от увиденного своими глазами, с помощью взрослого или товарищей.
2)Создание интерактивного материала по развитию речи использования его в работе с воспитанниками. Этот материал создаётся под определённые задачи работы, например, дифференциация звуков - презентация «Звуки», расширение словаря – презентации «Игрушки», «Животные» и т. д.
Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Применение ИКТ технологий вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Применение интерактивной доски на занятиях позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. С помощью интерактивной доски у нас появляется возможность совершать виртуальные путешествия, проводить интегрированные занятия. Например, совершить путешествие к «Лесной Фее» и т.д., проводить викторины «Мой город», «Дикие и домашние животные», «Моя семья» и др, играть в различные дидактические игры.
Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления, познавательной активности, интереса к изучению новой темы.
В своей работе я использую следующие средства информационно - коммуникационных технологий:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Видеомагнитофон, DVD плейер
- Телевизор
- Магнитофон
- Видеокамеру
- Интерактивную доску
Также использую интерактивные материалы:
- Фотографии;
- Видеоролики;
- Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
- Презентации;
- Детские развивающие компьютерные игры.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи дошкольного возраста позволяет:
- делать знания привлекательными, современными благодаря дизайну предоставляемой информации;
- закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи;
- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
- моделировать различные ситуации.
Список использованной литературы.
1. Калитина Т. В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». - М.: ТЦ Сфера, 2008г. – 250 с.
2. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. //Дошкольное воспитание// № 11. – М., 2000 г.
3. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2011г.
4. Интернет-ресурс:http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/18/pedagogicheskie-tekhnologii-v-dou-ikt
воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №17». г. Саранск.
a1987y@yandex.ru
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с реализацией Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования. В связи с этим большое значение уделяется современным средствам обучения, которые лежат в основе формирования новой информационно-образовательной среды.
Дети дошкольного возраста имеют наглядно – образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствует применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.
Под информационно-коммуникационными технологиями в образовании понимают комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники используемых в учебном процессе.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Успешное овладение связной устной речью поможет ребёнку легко справиться с требованиями школы: правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и др.
Работа в детском саду имеет свою специфику: она должна быть эмоциональной, Яркой; с использованием игровых методов и приёмов, позволяющих детям в интересной, а главное, в доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом ИКТ является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации.
Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
В развитии речи воспитанников информационно-коммуникативные технологии используются следующим образом:
1) Использование компьютерной наглядности при обогащение словаря, развитии связной речи, лексической стороны, при составление высказываний (компьютерная наглядность обладает специальными характеристиками: привлекательность, яркость, новизна). Мультимедиа даёт возможность представить информацию на большом экране с помощью фото, видеографики, анимации, звука. В группе создаётся обстановка, в которой дети выражают эмоции от увиденного своими глазами, с помощью взрослого или товарищей.
2)Создание интерактивного материала по развитию речи использования его в работе с воспитанниками. Этот материал создаётся под определённые задачи работы, например, дифференциация звуков - презентация «Звуки», расширение словаря – презентации «Игрушки», «Животные» и т. д.
Правильно подобранные задания и видеоматериалы, демонстрируемые с помощью мультимедиатехники, способствуют повышению мотивации детей к занятиям. Применение ИКТ технологий вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, предпосылки развития логического мышления.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Применение интерактивной доски на занятиях позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивает разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребенка к школе.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. С помощью интерактивной доски у нас появляется возможность совершать виртуальные путешествия, проводить интегрированные занятия. Например, совершить путешествие к «Лесной Фее» и т.д., проводить викторины «Мой город», «Дикие и домашние животные», «Моя семья» и др, играть в различные дидактические игры.
Таким образом, занятия с мультимедийной поддержкой повышают скорость передачи информации детям, улучшают уровень её понимания, что способствует развитию всех форм мышления, познавательной активности, интереса к изучению новой темы.
В своей работе я использую следующие средства информационно - коммуникационных технологий:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Видеомагнитофон, DVD плейер
- Телевизор
- Магнитофон
- Видеокамеру
- Интерактивную доску
Также использую интерактивные материалы:
- Фотографии;
- Видеоролики;
- Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
- Презентации;
- Детские развивающие компьютерные игры.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи дошкольного возраста позволяет:
- делать знания привлекательными, современными благодаря дизайну предоставляемой информации;
- закреплять знания, умения, навыки, решать познавательные и творческие задачи;
- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
- моделировать различные ситуации.
Список использованной литературы.
1. Калитина Т. В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». - М.: ТЦ Сфера, 2008г. – 250 с.
2. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. //Дошкольное воспитание// № 11. – М., 2000 г.
3. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2011г.
4. Интернет-ресурс:http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/18/pedagogicheskie-tekhnologii-v-dou-ikt
Здравствуйте! Спасибо автору. Замечательно, что воспитатель знает своё дело, идёт в ногу со временем. Использование ИКТ- технологий в работе на сегодняшний день необходимо, так как будущее наших детей - это информационное общество, в котором они должны ориентироваться и самореализовываться.
ОтветитьУдалитьДобрый день! Актуальная тема на сегодняшнее время. Замечательный материал.
ОтветитьУдалитьбез новых технологий сейчас ни куда. и не обходимо эти технологии использовать, тем более детям в наше время так интересно познавать мир через все средства ИКТ перечисленные в статье.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. Спасибо за интересную статью. Материал очень полезен для работы.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте .Средства ИКТ просто необходимы в обучении и воспитании наших детей. Спасибо.
ОтветитьУдалитьСпасибо за полезную информацию!
ОтветитьУдалитьВ наш век информационных технологий очень актуально и важно строить обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, чему и способствует применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Очень полезная информация.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал, который актуален в наше время
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Юлия Николаевна! Спасибо за интересный материал, в современном мире нельзя обойтись без информационный технологий.
ОтветитьУдалить