Современный урок: ответ на вызовы XXI века
Аленичева А.В.,
учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №5" г. Рузаевка
alenichevaav@mail.ru
Аннотация. Доклад содержит теоретические сведения о методах и технологиях, отвечающих вызовам современности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы, с целью привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, активизировать их самостоятельную работу на уроке, научить добывать информацию, понимать её, творчески перерабатывать и применять на практике.
Ключевые слова: урок, современный урок, учитель, мышление, критическое мышление, вызов, осмысление, рефлексия, информационные технологии.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции
В.А.Сухомлинский
Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, то, в первую очередь, необходимо заботиться о грамотности и образованности населения, потому что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, умеющие анализировать свои действия; принимающие решения, прогнозирующие их возможные последствия. Мы находимся на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
Современный урок – это хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете. Урок, на котором комфортно, где царит атмосфера взаимопонимания, доверия, уважения, доброжелательный микроклимат, где ученик – это прежде всего личность. В современном уроке нет скуки, принуждения и пассивности, зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельность учащегося.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить наработки, которые он имеет в арсенале и учесть при этом новые требования ФГОС?
Главной целью образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является создание условий для развития личности ученика, что предъявляет новые требования к образовательной среде.
Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться находить ответы на вопросы самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
В своей работе я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо, которая направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На этой стадии происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, а также активизация имеющихся знаний по заданной теме, которую вначале тоже необходимо определить. На этом этапе я использую "толстые и тонкие" вопросы, рассказ-предположение по ключевым словам.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этом этапе я считаю продуктивным использование приемов "Чтение с остановками" и "Пометки на полях", которые помогают внимательному прочтению материала, а также соотнесению новой информации с имеющимися представлениями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, возрастает роль письма. Оно помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы. Очень эффективной художественной формой здесь является пятиминутное эссе. Оно помогает учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Она помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-диспут, урок-конференция, урок-путешествие.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях. Их использование способствует активизации процессу обучения, реализации идеи развивающего обучения, повышению темпа урока, увеличению объема самостоятельной работы учащихся. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера значительно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы помогает разнообразить формы работы, повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.
ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя всестороннему раскрытию их способностей, активизации внимания, повышению творческого потенциала.
Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в огромном мире технологий, методик, приемов? Как все это вместить в рамки одного урока?
Ответ прост: нужен адаптивный урок.
Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.
Список использованной литературы
1. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.3. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. — 2015. — № 23 (103). — С. 946-948
2. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: «КАРО», 2014.
4. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика.— М.:, Академия, 2007–477с
учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №5" г. Рузаевка
alenichevaav@mail.ru
Аннотация. Доклад содержит теоретические сведения о методах и технологиях, отвечающих вызовам современности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы, с целью привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, активизировать их самостоятельную работу на уроке, научить добывать информацию, понимать её, творчески перерабатывать и применять на практике.
Ключевые слова: урок, современный урок, учитель, мышление, критическое мышление, вызов, осмысление, рефлексия, информационные технологии.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции
В.А.Сухомлинский
Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, то, в первую очередь, необходимо заботиться о грамотности и образованности населения, потому что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, умеющие анализировать свои действия; принимающие решения, прогнозирующие их возможные последствия. Мы находимся на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
Современный урок – это хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете. Урок, на котором комфортно, где царит атмосфера взаимопонимания, доверия, уважения, доброжелательный микроклимат, где ученик – это прежде всего личность. В современном уроке нет скуки, принуждения и пассивности, зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельность учащегося.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить наработки, которые он имеет в арсенале и учесть при этом новые требования ФГОС?
Главной целью образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является создание условий для развития личности ученика, что предъявляет новые требования к образовательной среде.
Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённых знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться находить ответы на вопросы самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
В своей работе я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо, которая направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На этой стадии происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, а также активизация имеющихся знаний по заданной теме, которую вначале тоже необходимо определить. На этом этапе я использую "толстые и тонкие" вопросы, рассказ-предположение по ключевым словам.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На этом этапе я считаю продуктивным использование приемов "Чтение с остановками" и "Пометки на полях", которые помогают внимательному прочтению материала, а также соотнесению новой информации с имеющимися представлениями.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, возрастает роль письма. Оно помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы. Очень эффективной художественной формой здесь является пятиминутное эссе. Оно помогает учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. Она помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-диспут, урок-конференция, урок-путешествие.
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях. Их использование способствует активизации процессу обучения, реализации идеи развивающего обучения, повышению темпа урока, увеличению объема самостоятельной работы учащихся. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера значительно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы помогает разнообразить формы работы, повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны филологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов.
ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя всестороннему раскрытию их способностей, активизации внимания, повышению творческого потенциала.
Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в огромном мире технологий, методик, приемов? Как все это вместить в рамки одного урока?
Ответ прост: нужен адаптивный урок.
Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.
Список использованной литературы
1. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003.3. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. — 2015. — № 23 (103). — С. 946-948
2. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: «КАРО», 2014.
4. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика.— М.:, Академия, 2007–477с
Отличная статья, огромное спасибо автору! Школе необходимы адаптивные уроки, способствующие развитию критического мышления.
ОтветитьУдалитьОчень интересный материал! Развивать критическое мышление на уроках русского языка и литературы необходимо. Ребенок становится открыт новым идеям, не боится высказывать свое мнение, учится оценивать свои суждения, опираясь на полученный опыт. Данная технология позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, они находятся в процессе постоянного поиска. А это очень важно для формирования личности школьника.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал! Вы верно заметили, что результаты обучения при таком подходе становятся выше.
ОтветитьУдалитьУрок -основная форма организации учебного процесса.Автор статьи старается активизировать процесс обучения с помощью современных технологий , нестандартных уроков и советует стремиться к адаптивному уроку, который сочетает различные технологии для создания комфортной среды. Спасибо!
ОтветитьУдалитьМы тоже активно внедряем технологию развития критического мышления через чтение и письмо. В Тюменской области накоплен богатый опыт проведения уроков по данной технологии (и не только уроков русского языка и литературы). И все же новый класс, новые дети, новая ситуация! и приходится искать другие приемы и методы - адаптироваться. ВЫ правы! Адаптивный урок актуален!
ОтветитьУдалитьДа, развитие критического мышления- актуальная составляющая работы любого педагога. Безусловно, адаптивный урок упростит дальнейшее взаимодействие учащихся и учителя. Спасибо за то, что делитесь опытом!
ОтветитьУдалитьОчень верна мысль о том, что нет одной оптимальной технологии. Каждый урок - сочетание разнообразных приемов и методов. Поэтому очень важно в совершенстве знать все педагогические технологии.
ОтветитьУдалитьСпасибо за статью. Действительно, настоящий урок - это сочетание элементов различных технологий. В этом и сложности, с которыми сталкивается современный учитель, и интерес, который привлекает нас в профессии.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал! Конечно, технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, развивает его ум, индивидуальность. А ещё помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
ОтветитьУдалитьРазвитие критического мышления-это очень интересная педагогическая технология. Я с удовольствием применяю данную технологию. Спасибо за интересную статью.
ОтветитьУдалитьСлова благодарности автору статьи за те вопросы, над которыми он предлагает поразмыслить: "Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить наработки, которые он имеет в арсенале, и учесть при этом новые требования ФГОС?», – и за предложенные ответы.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал. Согласна с Вами, что адаптивный урок актуален.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСогласна с вами, что важен адаптивный урок ,который позволил бы каждому ученику сделать открытие и реализовать свои способности. С уважением Вертилецкая Инга Геннадьевна
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересную подачу материала о технологии развития критического мышления на современном уроке.
ОтветитьУдалитьС уважением, Маркина Елена Николаевна.
Огромное спасибо автору за интересную и такую актуальную статью! В нашем быстро меняющемся мире мы должны меняться вместе с ним и двигаться в ногу со временем. Задача учителя - найти такие методы и формы работы, чтобы сделать урок по-настоящему интересным и полезным. А для этого необходимо применять различные технологии.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересный материал. Совремнный урок - это сочетание элементов инновационных технологий с традиционными. Ребятам нравятся нетрадиционные уроки (уроки-путешествия, уроки-диспуты, уроки-конференции и др.), потому что они способствуют развитию критического мышления , повышают интерес к предмету, так и к обучению в целом.
ОтветитьУдалить